Публикации Типовые технологические указания на испытание донно-бортовой арматуры на заказах судостроения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Типовые технологические указания на испытание донно-бортовой арматуры на заказах судостроения
Автор: Бельский Роман Юрьевич

Содержание.
  • Общие технические требования
  • 1.1. Настоящие технологические указания разработаны на основании требований ОСТ5.5046-85 «Монтаж донной и бортовой арматуры. Типовой технологический процесс», ОСТ5.95057-90 «Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Типовой технологический процесс изготовления и монтажа трубопроводов», ОСТ5.5515-82 и требований конструкторской документации.1.2. Работы по испытанию донно-бортовой арматуры (ДБА) должны выполняться специалистами, имеющими квалификацию соответствующую порученной им работе и достаточный производственный опыт.1.2. До начала работ по испытанию ДБА должны быть выполнено работы:
  • по установке донно-бортовых патрубков;
  • испытаны сварные швы в местах прохода донно-бортовых патрубков через непроницаемые корпусные конструкции;
  • выполнен монтаж ДБА с установкой электроизолирующих прокладок (при наличии);
  • указанные выше работы должны быть сданы ОТК с оформлением соответствующей документации.
  • 1.3. Все используемые при монтаже ДБА изделия и материалы должны иметь сопроводительную документацию, подтверждающую их качество и соответствие требованиям, предъявляемым к ним в конструкторской документации.
  • Последовательность выполнения работ при испытании ДБА.
  • Подобрать необходимую оснастку для проведения испытаний ДБА. Используемые во время испытаний приварные заглушки должны обеспечивать перекрытие выходного отверстия донно-бортового патрубка и сварного шва.
  • Подогнать приварную заглушку по обводам заказа для обеспечения плотного прилегания ее к корпусу судна.
  • Выполнить установку приварной заглушки на прихватках.
  • Подать заявку на выполнение сварки для окончательной установки заглушки.
  • Собрать и доставить оснастку, необходимую для проведения испытаний ДБА в условиях заказа. Оснастка должна обеспечить безопасное заполнение донно-бортового патрубка водой, подъем давления до испытательного уровня и контроль над его величиной, а также удаление жидкости из патрубка.
  • Заполнить донно-бортовой патрубок водой. Для выхода из него воздуха необходимо приоткрыть ДБА. После появления воды арматуру закрыть, верхнюю полость осушить.
  • Поднять в донно-бортовом патрубке давление жидкости до значения, указанного в монтажном чертеже.
  • Выдержать донно-бортовой патрубок и ДБА под давлением время необходимое для осмотра соединения ДБА с донно-бортовым патрубком и самой ДБА, но не менее 10мин.
  • При обнаружении протечек снизить в давление в донно-бортовом патрубке до 0. Произвести устранение выявленных дефектов. После чего выполнить повторные испытания.
  • Предъявить испытания представителю ОТК.
  • Слить воду из донно-бортового патрубка.
  • Демонтировать оснастку для испытаний и сдать ее на склад цеха.
  • Продуть донно-бортовой патрубок сухим сжатым воздухом для полного удаления из него влаги.
  • Установить ДБА и зафиксировать в положении «Закрыто». Положение арматуры после испытаний предъявить ОТК.
  • Произвести замеры сопротивления электроизолирующих соединений в соответствии с разделом 4 при наличии данного узла при установке ДБА.
  • Зачистить места установки заглушки заподлицо с обшивкой корпуса заказа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к поверхности под окраску. Качество зачистки предъявить ОТК.
  • Особенности испытаний при ДБА при выходе донно-бортовых патрубков из кингстонных ящиков.
  • В случае если донно-бортовой патрубок входит в кингстонный ящик или в цистерну допускается выполнять совместные испытания корпусной конструкции и ДБА. Совместные испытания производятся при условии равного испытательного давления, назначенного для кингстонного ящика и ДБА. Для этого необходимо руководствоваться следующим:
  • Испытатели корпусного цеха выполняют:
  • - установку заглушек на горловины, вварыши, приварыши и т.д. и т.п. установленные на стенках кингстонного ящика или цистерны.-установку приспособления для проведения испытаний корпусной конструкции на непроницаемость;-поднятие давления в корпусной конструкции до значения соответствующему испытательному давлению;-осмотр и исправление обнаруженных дефектов сварных швов. Исправление дефектов выполняется строго при снятом давлении в испытуемой конструкции!-сдача испытаний корпусной конструкции ОТК
  • Испытатели механомонтажного цеха выполняют:
  • - подготовку ДБА к проведению совместных испытаний (предварительный осмотр, установку ее в положение «Закрыто»)- осмотр арматуры после поднятия в корпусной конструкции давления до значения, соответствующего испытательному давлению.- устранение выявленных дефектов. Устранение дефектов выполняется строго при снятом давлении в испытуемой конструкции!- сдача испытаний ДБА ОТК, а также установка ее в положение «Закрыто» в соответствии с требованиями.
  • Контроль сопротивления электроизолирующих разъемных соединений (ЭИРС).
  • Контроль ЭИРС производится после выполнения работ по монтажу ДБА для чего:
  • Цех, выполняющий работы по монтажу ДБА выполняет подготовку измеряемого соединения к проведению замеров. Соединение очищается от грязи, пыли и влаги.
  • Подает заявку для проведения замеров сопротивления специалистами электротехнической лаборатории.
  • Специалисты принимают готовность соединения для выполнения замеров.
  • Выполняют замеры сопротивления ЭИРС в соответствии с процедурой, описанной в ОСТВ5.5515-82.
  • В случае если полученные результаты измерений не соответствуют требуемым значениям, специалисты электротехнической лаборатории совместно с цехом монтажником производят поиск причин несоответствия и устраняют их.
  • Проводят повторные измерения. Результаты замеров предъявляют ОТК и оформляются соответствующие документы.
  • Требования безопасности.
  • К выполнению работ, связанных с гидравлическими или пневматическими испытаниями допускаются рабочие и ИТР не моложе 18лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие обучение, инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, имеющие удостоверение на право выполнения этих работ.
  • Все работающие, занятые на испытаниях трубопроводов, должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными средствами защиты. Лица, производящие осмотр испытуемых изделий, находящихся под давлением должны быть обеспечены щитами ЩН (с оргстеклом толщиной не менее 2.5 мм)
  • Перед началом работы рабочий обязан получить инструктаж от мастера о безопасном способе ее выполнения, размещения арматуры и заглушек, о способах удаления воздуха из труб, о порядке постепенного повышения и понижении давления, о недопустимости устранения в трубах неисправностей под давлением, о недопустимости повышения давления выше установленного.
  • При выполнении работ следует:
  • пользоваться только исправным инструментом, запрещается применять прокладки под ключи и трубы для удаления ключей;
  • в тесных неудобных местах применять специальный инструмент;
  • для освещения пользоваться переносной лампой напряжением 12В. Лампа должна быть оборудована защитным кожухом или сеткой;
  • в междудонные отсеки спускаться с сигнальным концом, при этом у горловины должен быть дежурный;
  • на высоте должны быть исправные леса. Леса должны быть с ограждением и испытаны. При окончании работ на лесах не оставлять деталей и инструмента, следует всегда требовать удаления работающих внизу по одной вертикали.
  • Проносить на заказ и пользоваться воспламеняющимися веществами без разрешения мастера категорически запрещается.
  • Перед началом работ по испытанию трубопроводов и систем проверить исправность пресса, ручного насоса, манометра и другого оборудования.
  • Предохранительные клапана должны быть испытаны. Если давление подрыва не соответствует, клапаны отрегулировать.
  • Гидравлические испытания должны производиться только на предельное давление, установленное техническими требованиями чертежа.
  • Запрещается устранять неисправности в трубах, находящихся под давлением.
  • Применять при гидравлическом испытании труб неисправные или просроченные проверкой манометры запрещается.
  • При гидравлическом испытании туб выпуск воздуха или воды производить через воздухоспускные клапана или через спускные пробки.
  • Открывать и закрывать клапана с помощью дополнительных приспособлений, не предусмотренных их конструкцией, запрещается.
  • В случае течи воды или пропуска воздуха в испытуемом трубопроводе, системе или донно-бортовой арматуре, а также другой какой либо неисправности, следует немедленно прекратить работу и доложить администрации.
  • При воздушных испытаниях систем и трубопроводов посторонних лиц в испытуемом помещении не должно быть. Не допускать ударов по трубам системы, находящейся под давлением. В процессе испытания.
  • При испытаниях давление поднимать медленно и ступенчато, в несколько приемов во избежание внезапного прорыва воды или воздуха через неплотности.
  • В случае обнаружения течи в трубопроводах главного пара, вспомогательного пара и питательного трубопровода, соединения подлежат переборке с заменой прокладок.
  • Ответственность за соблюдение правил техники безопасности возлагается на администрацию цехов, задействованных на испытаниях.
  • Освещенность рабочих мест должна соответствовать требованиям РД5.0308 - ; раздел3, табл.1.
  • При выполнении работ на судне соблюдать требования «Правил пожарной безопасности для строящихся и ремонтируемых судов» ППБО-130-85.
  • Рабочие места должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.
  • При выполнении электросварочных работ соблюдать требования безопасности РД5.9823-
  • Для защиты рабочих, не связанных со сварочными работами, от действий сварочной дуги рабочие сварки должны ограждаться ширмами. На местах сварки необходимо вывешивать плакаты, предупреждающие об опасности облучения глаз и кожи.
  • При организации и выполнении работ по испытаниям ДБА следует руководствоваться следующими документами:
  • «Безопасность труда при строительстве и ремонте судов. Основные положения» РД5.0241-91;
  • ССБТ. «Погрузочно-разгрузочные работы при строительстве и ремонте судов. Требования безопасности» ОСТ5. 0330-84;
  • ССБТ. «Системы судовые и системы судовых энергетических установок. Требования безопасности при гидравлических испытаниях» РД5.9820-80;
  • ССБТ. «Работы электросварочные. Требования безопасности» РД5.9823-94;
  • ССБТ. «Освещение искусственное на судостроительных предприятиях. Общие требования» РД5.0308-80;
  • ССБТ. «Организация контроля условий труда. Общие требования» РД5.0281-79;
  • «Правила пожарной безопасности для строящихся и ремонтируемых судов» ППБО-130-85.
  • ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ