Публикации ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД РАСШИРЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОД РАСШИРЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Перемитина Анна Алексеевна

А.А. Перемитина (п. Мичуринское)ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДРАСШИРЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ШКОЛЬНИКОВИзменение социальных условий в обществе требует модернизации педагогических процессов. Современная жизнь ставит человека (вне зависимости от выбранной профессии) перед необходимостью быстро адаптироваться в меняющихся условиях, свободно в них ориентироваться, быть активным и творческим, и литература, да и вообще предметы гуманитарного цикла, позволяет начать формирование такой личности ещё на стадии учёбы в школе. Это самое благоприятное время для того, чтобы в игровой форме привить ребёнку важный навык работы с информацией, который будет универсальным инструментом в любом деле. Подчеркну, что перед учителем стоит задача не просто передать знания, но научить с ними работать (это значит отбирать их и рационально использовать для решения постоянно возникающих задач). Нужно показать ученику, что изучение предмета – это не заучивание материала в узких рамках темы, но умение увидеть связи между понятиями, что в свою очередь позволит сформировать широкий кругозор. Важно заинтересовать ребенка, сформировать у него навык познавательной активности. И именно эту задачу выполняет изучение учебного материала с использованием тезаурусного подхода.Само понятие тезауруса с греческого дословно переводится как сокровищница, а включенное в разные научные контексты представляет собой некое накопление, богатство. В лингвистике - это либо максимально полный словарь языка с исчерпывающим перечнем примеров употребления, или словарь, представляющий иерархическую систему понятий, формирующих семантическое поле. В информатике – это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. В науках о культуре и обществе (социологии, антропологии, филологии, культурологи и т.д.) тезаурус маркирует ментальные структуры, придающие смысл обыденным действиям людей, но оказывающих влияние на весь комплекс социокультурных процессов [13, с.12-17]. В этом контексте и значении понятие тезауруса переросло в теоретико-методологическую концепцию, став ядром подхода, называемого тезаурусным [6, с.67]. «Традиционно тезаурус представляют как описание системы знаний о действительности; по содержанию он характеризуется как словарь дескрипторов, помогающих осуществлять поиск необходимой информации. Необходимость в создании тезаурусов возникла в связи с разработкой информационных языков, которые составляют необходимый элемент информационно-поисковых систем» [7, с.2]. Мы же для дальнейшей работы остановимся на следующей дефиниции: «тезаурус – это форма существования гуманитарного знания, которая в слове и образе воспроизводит часть действительности, освоенную социальным субъектом» [13, с.63].Рассмотрим подробнее, что из себя представляет тезаурусный подход. Его специфика состоит в том, что он «анализирует процессы, где существенное значение имеет свобода индивидуального и/или группового выбора» [6, с.67]. Тезаурусу присущи черты функциональной системы и во взаимодействии с другими подсистемами он обеспечивает жизнеспособность социального субъекта, воспроизводя иерархию его мировоззрения. «В понятии «тезаурус» сочетаются две характеристики: первая обозначает субъективно ощущаемую полноту информации (достаточную для эффективной ориентации в окружающей среде и для эффективного творчества), а вторая – ценностную ориентацию субъекта. Важная особенность систематичности тезауруса заключается в том, что систематизация данных в тезаурусе строится не от общего к частному, а от своего к чужому. <> Всё новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено, а значит – в той или иной мере изменено, преобразовано, представлено в ином свете. Это одно из базовых положений тезаурусной концепции» [6, с.67-68]. Тезаурус обладает пятью характеристиками: полнота, существенность, систематичность, ориентирующее назначение, избыточность. «Тезаурус определяется как полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знания, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для творческой, интересной, многообразной жизни» [8, с.53].Тезаурусная система знаний связана с системой ценностей, в центре тезауруса - картина мира, а в ней ключевым элементом является не понятие (форма мысли, отражающая предмет в его существенных и общих признаках), а концепт (сочетание понятия и образа, строящееся ценностных ориентаций субъекта). Концепт притягивает одни смыслы и отталкивает другие, образуя смысловое гнездо [6, с.69]. Многие исследователи обращались к тезаурусу с точки зрения разных наук или сфер жизни. Луков Вал. и Погорский Э.К. обосновывают роль тезаурусов в жизни именно молодых людей, которые в свою очередь будут влиять на пути развития общества. «Достижения науки и техники преобразуют социокультурные практики коммуникаций и трансформируют информационные потоки», что характерно для становления информационного типа общества, который значительно отличается от традиционного и индустриального типов [6, с.3]. Несколько его характерных черт: усиление роли информации, обновление коммуникационных процессов и инновационность. Именно молодёжь играет ключевую роль в этих общественных изменениях, так как является носителем инновационного потенциала. Авторы монографии отмечают, что потребность в высоком уровне знаний в информационном обществе имеет своим последствием изменение систем образования молодёжи: общекультурное знание становится не менее важным, чем профессиональная специализация [6, с.142]. В этом самом обществе «утверждается представление о том, что главный ресурс процветания в настоящем и будущем - человеческий капитал с его динамикой развития и высоким качеством, что выражается в способности к созданию инноваций» [6, с.66]. Инновации представляют собой «изменения в культуре, развившиеся за счет способов и результатов деятельности людей, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание» [6, с.66]. Специфика воздействия молодёжных инноваций на социокультурную сферу выявляется через тезаурусы, составляющие картину мира, сформировавшуюся в сознании молодых людей» [6, с.142].Никитина С.Е. использовала тезаурус для построения словарного описания фольклорных текстов, сделав тезаурусный метод описания средством изучения и конфессиональных картин мира, и многослойности народной культуры в её вербальном воплощении [9, с.3, 52].Кожокарь О.П. рассматривает понятие тезауруса как дидактического инструмента и обосновывает правомерность такого метода (в качестве одного из аргументов – возможность тезауруса выступать и как средство преподавания, и как средство обучения), выделяет и разрабатывает технологию построения тематических и предметных тезаурусов. Также она разграничивает два понятия: тезаурус личности и учебный тезаурус. Кожокарь О.П. отмечает, что, при формировании учебного тезауруса, просмотр системы терминов возбуждает информационные потребности ученика, это происходит тогда, когда есть пробелы в знаниях, или когда термин «отражает смысл личностно значимой и актуальной для него информации» [7, с.4]. В процессе формирования мышления человек овладевает системой понятий. «Понятия представляют собой один из важнейших компонентов системы знаний, и от качества их освоения зависит глубина усвоения законов и теории, степень овладения умениями применять знания творчески на практике» [7, с.2]. «Составление микротезауруса по теме, разделу той или иной изучаемой в вузе дисциплины приводит к образованию упорядоченного множества базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря, что обеспечивает студенту свободу выбора рациональных путей освоения информации и одновременно открывает возможности регулировать трудоемкость познавательной работы» [7, с.4]. Шилова О.Н. в своей диссертации приводит структурную схему содержания теоретических основ становления информационно-педагогического тезауруса студентов, в которой описывает процесс его формирования, подробно рассматривая цели каждого этапа, средства педагогической деятельности и регуляции деятельности студентов, но мы остановимся на тех позициях, которые отражают реальную пользу для человека, который пользуются тезаурусным подходом, вне зависимости от того, студент это или школьник: осмысление информационной потребности, формирование интереса, развитие самостоятельности, формирование информационно компетентности, развитие информационной культуры, умение выбирать образовательный маршрут в соответствии с интересами личности и потребностями профессионального развития [14, с.31]. Интересно, что результаты исследования был внедрены в образовательный процесс (как в высшем, так и в среднем полном (общем) образовании), проверка теоретических основ на практике прошла успешно, о чём свидетельствуют следующие результаты диагностики: возросла прочность усвоения знаний, система вывала интерес и получила положительный отклик, произошло личностное осознание необходимости формирования информационной компетентности [14, с.29]. В диссертации обоснован алгоритм деятельности преподавателя, предназначенный для проектирования тезауруса учебной дисциплины или вариативного учебного курса. А мы позволим себе уточнить, что такой вариант безусловно продуктивен, особенно в рамках русского языка, но мы же предлагаем тезаурусный подход в литературе, который, строясь на базе картины мира самого ученика, просто не может быть полностью спланирован и подготовлен учителем. Можно дать алгоритмы работы, заинтересовать ученика, научить его работать с информацией, проверяя её достоверность и ценность. Ещё недавно идеи тезаурусного подхода были просто интересной для научного сообщества гипотезой, но сейчас эти идеи получают широкое распространение и прочно утверждаются в методологическом арсенале современной науки. Вокруг тезаурусного подхода сложилась своя научная школа на базе Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, который руководил выдающийся русский филолог и культуролог Луков Вл.А. (1948-2014). Тезаурусный подход в качестве методологической основы применяют в своих исследованиях Агранат Д.Л., Гайдин Б.Н., Гневашева В.А., Есин С.Н., Захаров Н.В., Кузнецова Т.Ф., Лапшин В.А., Луков А.В., Луков М.В., Луков С.В., Шугальский С.С.и др.Большое количество материалов за прошедшее десятилетие было опубликовано в научном журнале «Знание. Понимание. Умение» и в сборниках научных трудов «Тезаурусный анализ мировой культуры», оба издания печатаются в рамках деятельности Московского гуманитарного университета.В статьях должное внимание уделено применению подхода в литературоведении. Освящены тексты А.Чехова [15, с.32-40], А.Платонова [4, с.59-65], Г.Грасса [3, с.66-73], У.Шекспира [2, с.33-42]. Большая монография Захарова Н.В. и Лукова Вл.А. посвящена месту Шекспира в европейской культуре [5]. В книге Бочарова С.Г. «Филологические сюжеты» целый параграф посвящен теме женской красоты у Гоголя [1, с.147-173]. Особо следует отметить книгу «Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания», которая стала отправной точкой для работы многих исследователей. Луков Вал. и Луков Вл.А. в своей монографии рассматривают не только понятие, смысл, элементы и структуру тезауруса, но и подробно останавливаются на тезаурусах европейской культуры нового времени (начиная с XVIII века и заканчивая веком XIX), в которых находится место и образу человека, и миру вещей, и нравственным понятиям, и искусству. Уже сами эти тезаурусы можно использовать в качестве образца для работы с учениками, показывая на этих примерах неограниченные возможности метода, показывая их продуктивность, которая зависит только от любознательности и трудолюбия ученика. Целая глава посвящена «Феномену Уайльда», которая при необходимой адаптации может быть использована в качестве спецкурса по литературе [13, с. 232-347; 348-451]. В основу нашего тезауруса положена «Легенда о Великом инквизиторе» в романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы». В формате статьи не представляется возможным целиком изложить тезаурус этой темы, но позволим себе указать, какие материалы он в себя включает: параграф «Пустынный сеятель и великий инквизитор» в главе «Сюжеты русской литературы» книги Бочарова С.Г. «Филологические сюжеты» [1, с.233-262], где автором прослежены взаимосвязи с такими стихами А.Пушкина, как «Свободы сеятель пустынный», «Демон»; монография Океанского В.П., в которой описан опыт герменевтического прочтения "Легенды о великом инквизиторе» [10]; работа Розанова В.В., подробно анализировавшего «Легенду о Великом инквизиторе» [11]; книги Сухих О.С., которая в творчестве М.Горького увидела продолжение "Легенды..." Ф.Достоевского [12].Хочется ещё раз подчеркнуть особую роль тезаурусного метода в изучении русского языка и литературы. Учителю-словеснику, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, предстоит во многом работать со словом, со словом как частью речи, с художественным словом. Учителю предстоит обогатить учащихся знаниями, научить понимать и ценить то, что дает им родной язык. Слово же является единицей языка. А язык связан с сознанием и мышлением человека. Язык, прежде всего посредством словарного состава, материализует и выражает сознание. Сознанием называют не только совокупность психической деятельности человека, но и результат теоретической и практической деятельности, осознание человеком своего бытия и отношения к миру (в этом случае также используют термин «мировоззрение»). Благодаря языку в сознании человека формируется образ мира. Соответственно, чем шире словарный запас человека, тем богаче и полнее его картина мира. Тезаурусный подход как раз способствует формированию системного мышления, позволяет видеть взаимосвязи между понятиями, дисциплинами. Таким образом, использование тезаурусов позволяет не только решить узкопредметные задачи, но и сформировать мировоззрение. Такая модель работы с информацией универсальна и позволит ученикам наиболее продуктивным образом структурировать знания в разных сферах науки, искусства, и шире - жизни. ЛИТЕРАТУРА
  • Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 656 с. – (Studia philologica).
  • Гайдин Б.Н. Неошекспиризация в тезаурусе современной художественной культуры: постановка проблемы // Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов. Вып. 27 : Специальный выпуск: Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция. Москва, 14–16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры» / под общ. ред. Вл.А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С.33-42.
  • Григорьева И.А., Ясинская М.Б. Концепт trommel (‘барабан’) в тезаурусе романа Г. Грасса «Жестяной барабан»// Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов. Вып. 27: Специальный выпуск: Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция. Москва, 14–16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры» / под общ. ред. Вл. А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 66-73.
  • Загороднюк А.Н. Дискурс автора и читателя (на примере текстов А. Платонова) // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 27: Специальный выпуск: Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция. Москва, 14–16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры» / под общ. ред. Вл. А. Лукова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С.59-65.
  • Захаров Н.В., Луков Вл.А. Гений на века: Шекспир в европейской культуре: научная монография. – М.: ГИТР [Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина]. 2012. – 504 с.
  • Информационное общество и молодёжь: монография / Вал. Луков, Э.К.Погорский; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. – 160 с.
  • Кожокарь О.П. Предметный и тематический тезаурус как средство развития когнитивно-творческой деятельности студентов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01 / Кожокарь Ольга Петровна; [Моск. педн-т]. - М., 1997. - 18 с.
  • Луков Вал. Теории молодёжи: Междисциплинарный анализ: науч. монография. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. – 528 с.
  • Никитина С.Е. Культурно-языковая картина мира в тезаурусном описании (на материале фольклорных и научных текстов): Дис. в виде науч.о доклада на соиск. уч. степ. дфил. н. Спец. 10.02.19 – общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика. Отдел прикладного языкознания Института языкознания Российской Академии наук, Москва, 1999. - 54 с.
  • Океанский В.П. Онтологическая поэтика "Легенды о великом инквизиторе": опыт герменевтического прочтения: монография / В.П. Океанский; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Центр кризисол. исслед. при ГОУ ВПО "Шуйск. гос. пед. ун-т". - Иваново; Шуя: ГОУ ВПО "ШГПУ", 2010. - 121 с.
  • Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского / Розанов В.В.; под общ. ред. А.Н. Николюкина – М. : Республика, 1996. - 701, [1] с. : ил.
  • Сухих О.С. Горький и Достоевский: продолжение "Легенды..." : (Мотивы "Легенды о Великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского в творчестве М. Горького) / Сухих О.С. - Н. Новгород: КиТиздат, 1999. - 141, [2] с.
  • Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания: науч. монография / Вал. Луков, Вл.А. Луков. – М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. – 784 с.
  • Шилова О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего профессионального образования. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. д. п. н. Спец. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки). СПб: ООО «АБЕВЕГА», 2001. – 38 с.
  • Ясинская М.Б. Импликативные смыслы тезауруса чеховского текста // Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов. Вып. 24: Специальный выпуск: Высшее образование для XXI века: IХ Международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Те- заурусный анализ мировой культуры» / под общ. ред. Вл.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. - С.32-40.