Публикации Комплексное занятие с детьми средней группы на тему «Краски осени»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплексное занятие с детьми средней группы на тему «Краски осени»
Автор: Мирошниченко Маргарита Петровна

Комплексное занятие с детьми средней группы на тему «Краски осени»Цель: формирование обобщённых представлений об осени как времени года.Задачи:Образовательные:• закреплять и систематизировать представления воспитанников о характерных признаках осени и осенних явлениях• совершенствовать умение воспитанников подбирать существительные и прилагательные для характеристики признаков осени• продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.Развивающие:• развивать у детей внимание, логическое мышление, творческое воображение, слуховое восприятие• развивать речевую и познавательную активность детей,• развивать умение работать в группеВоспитательные:• воспитывать целеустремлённость в поиске решения проблемных вопросов• воспитывать любовь к природеХод занятияВоспитатель приглашает детей на ковёр, предлагает посмотреть вокруг и догадаться что за гостья сегодня к нам пришла.«Пришла без красок и без кистиИ перекрасила все листья»- Да, это осень. Почему про неё так говорят?Воспитатель. Правильно. Ребята, осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем. Как вы думаете, какая это осень? (ранняя осень).Воспитатель: А как ещё называют раннюю осень? (Золотая) Почему ее так называют?Воспитатель: Молодцы, правильно. А другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей травой, опавшей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. А это какая осень? (поздняя осень).А вы знаете, как ещё называют позднюю осень? (Серебряная) Почему она так называется?Если не ответят – рассказать: «Поздней осенью часто ночью уже случаются заморозки. И тогда утром на лужах бывает лёд, а на ветках и траве можно увидеть иней, как серебро – вот поэтому, и серебряная осень».Воспитатель. Скажите, что вы видели и какие звуки природы вы слышали сегодня, когда шли в детский сад?(ветер, листья шуршат, птицы кричат, дворник листья убирает, дождь идёт)Ребята, а вот голоса каких птиц вы слышали (можно услышать поздней осенью?)Дети: вороны, сороки, воробья.Воспитатель. Какие это птицы? (зимующие)А птицы, улетевшие в тёплые края, как называются? (перелётные)Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки об этом времени года. Послушайте стихотворение о приметах осени.Белая берёза в золото одета,Вот и появилась осени примета.Птицы улетают в край тепла и света,Эти птицы тоже осени примета!Сеет капли дождик с ночи до рассвета,Эти капли тоже осени примета!Воспитатель: о каких приметах осени говорилось в стихотворении?Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!Воспитатель: ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (ответы…)Ребята, а как можно нарисовать осень без красок?Я думаю, осень можно нарисовать словами. Хотите попробовать? Для этого у меня есть интересные игры. Проходите на стульчики, присаживайтесь.Игра «Какая осень?» (картинки)Посмотрите, какие замечательные картины осени я для вас приготовила.Выберите картину и скажите, какая на ней изображена осень?(грустная, весёлая, дождливая, золотая, дети гуляют, солнечная, урожайная, тёмная осень, золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая)Вот какая разная бывает осень! Молодцы! Нравится вам рисовать осень словами?Ребята, посмотрите, осень нам что-то интересное в этой корзине принесла (закрытая корзина платком).Игра «Корзина осени»Подходите по одному, берите из корзины предмет и расскажите, как он связан с осенью?зонтик – осенью идёт дождь, и мы прячемся под ним, чтобы не промокнутьграбли - надо убирать листьялопата - осенью копают землю и выкапывают картошку, свёклу из землияблоко - осенью поспевают яблоки и люди собирают урожайшапка - осенью очень сильно начинает холодать, приближается зима и надо носить шапки, чтобы не заболетьбанка с вареньем - как это связано с осенью? Люди делают запасы на зимугриб- осенью в лесу много грибов и люди их собираюткисточка - почему же кисточка оказалась в корзине? Потому что осень рисовала, чтобы всё было разноцветноеВсё, корзина пустая.Молодцы, ребята! Замечательно поиграли!Главная примета осени - листопад. Я предлагаю вам превратиться в листочки.Физминутка «Мы – осенние листочки»Мы – осенние листочки, мы на веточках сидим.Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели.Ветер снова набежал - и листочки все поднялЗакружились, полетели и на землю снова сели.У меня ещё одна игра есть, интересная.Дидактическая игра «Осень какая?» (с листочком, давать по очереди ребёнку) Осенний кленовый листочек, который залетел в детский сад, поможет нам.- Если светит солнце - солнечная- Если идет дождь - дождливая,- Если дует ветер – ветреная,- Если холодно – холодная,- Если пасмурно – пасмурная,- Если сыро – сырая,- Если хмуро – хмурая,- Если ясно – ясная.- Если тепло –теплая.- Много урожая – урожайная- Много грибов – грибнаяДидактическая игра «Хорошо - плохо»Выберите с этого подноса только то, что относится к осени (картинки с листиками кленовыми и дубовыми плюс снежинки)Справа прошу встать тех ребят, кто выбрал кленовые листики.Слева прошу встать тех ребят, кто выбрал дубовые листики.Ваша группа сейчас подумает и скажет - почему осень может быть хорошей, за что мы любим осень?Ваша группа подумает и скажет - почему осень может быть плохой, за что мы осень не любим?- Много урожая. – Стало холодно.- В лесу можно собирать грибы. - Идут холодные дожди.- Листья разноцветные, это красиво. – Нужно всегда брать с собой зонтик- Дети идут в школу. - Птицы улетают в теплые края.- На клумбах много осенних цветов. – Дни стали короткие, а ночи длиннее- Листопад - это красиво. – Много листьев, надо убирать и т. п.(При каждом ответе ребенок кладёт листик на поднос)Рефлексия тучка и солнышкоРебята, вам понравилось сегодня рисовать осень без кисточек и карандашей, играя?Кому понравилось занятие нарисуйте к солнышку лучик, а кому не понравилось, нарисуйте к тучке капельки. (Дети рисуют фломастером на листе)Что было самым трудным?Что запомнилось больше всего?О каком времени года мы сегодня говорили?Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой подарок, осень прислала нам посылочку. Здесь листочки, которые вы можете раскрасить в соответствии со значками в свободное время.. Будьте внимательны, смотрите, где и какой стоит значок.