Публикации Дидактические игры как средство коррекции в работе учителя-логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры как средство коррекции в работе учителя-логопеда
Автор: Заречнева Елена Петровна

«Дидактические игры как средство коррекции в работе учителя-логопеда»Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.Дидактическая игра является одним из эффективных средств коррекции звукопроизношений. С помощью игр логопед может добиться или ускорить результат коррекции, что позволяет отойти от стандартных методов, ведь игра является ведущим видом деятельности детей.Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей, которые преследует педагог. Что касается других этапов работы по формированию правильного звукопроизношения (подготовительного, этапа постановки звука) то здесь игр, предлагаемых в литературе явно недостаточно, педагогу зачастую приходится придумывать их самостоятельно.В методической копилке каждого специалиста собраны интересные игры. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми разного возраста, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых дидактических игр и игровых приемов.При использовании игр в логопедической работе следует придерживаться нескольких основных принципов:- При проведении игры необходимо учитывать возраст детей с различными речевыми расстройствами.- Игра должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес.- Игра должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. В зависимости от того, в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организовывает, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в домашних заданиях.- Игра должна опираться на программный материал.- Назначение предметов, картинок, символов, пособий, смысл вопросов, условия игр, должны быть понятны детям.Используя дидактические игры в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель - логопед ставит перед собой следующие задачи:- Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.- С помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.- При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.- Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых приходится многократно повторять трудные логопедические упражнения и на подготовительном этапе, и на этапах постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А устранение речевых недостатков возможно именно через игру, потому что в игре формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.Поэтому учителю-логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, потому что каждая игра несет в себе развитие наблюдательности, представлений об окружающем, развитие знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в детском коллективе. Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, учителю-логопеду приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса коррекционно-развивающей работы изготавливая множество видов обучающих игр:- Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.- Для развития фонематического восприятия.- Для развития мелкой моторики.- По обучению грамоте.- По совершенствованию грамматического строя речи.- По обогащению словаря.- Для развития связной речи. На этапе обследования языковых и неязыковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития игра может быть использована как метод диагностики. Например, при обследовании связной речи ребенку можно предложить такие игры: «Помоги Крошу правильно разложить картинки и составить рассказ», «Расскажи сказку кукле Ане, чтобы она поскорее заснула», «Пойдём, расскажем ослику Иа, как отпраздновали твой день рождения».При обследовании фонематического слуха целесообразно использовать такие игры, как «Давай поиграем в школу», «Звуковые прятки», «Найди пару», «Поймай звук», «Поймай слог», «Поймай слово» и др.При обследовании словарного запаса проводятся такие игры с мячом: «Назови одним словом», «У нас растут много овощей или фруктов», «У нас в корзине много игрушек», «Я знаю 5 цветов, цветков, деревьев и т.д.», «Скажи наоборот», «Кто, чем занимается?», «Подскажи словечко». Можно проводить игры на классификацию предметов («Найди маму для детеныша») и настольные дидактические игры: «Бюро находок», «Кто, где живет?», «Часть и целое», «Чья тень».Исследование артикуляционного аппарата и его моторики можно превратить в увлекательную игру в форме сказки у стенда «Домик Язычка» или используя пособие «Домик Язычка», интерактивное оборудование. Можно использовать «Логокуб», на гранях которого картинки-символы артикуляционных упражнений.Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слогов ребенку предлагаю следующие игры: «Выложи домик, ракету и т.д.», «Запомни и скажи», «Паровозик».Для постановки звуков незаменимыми являются такие игры: «Поймай звук», «Насос – помощник», «Веселый дождик», «Прилетели комарики», «Помоги пчёлке прилететь в улей», «Летит самолётик», «Приплывает пароход», «Песенки змейки», «Остановим лошадку», «Весёлая прогулка Язычка» и др.Многообразны игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков: «Звуковая улитка», игры-бродилки, лабиринты, лото, домино, логошашки, «Я вас различаю», слоговые дорожки, разрезные картинки, пазлы фабричные, пазлы самодельные, «Звукарики», «Кнопочки», «Кнопки-переключалки», «Звуковая поляна» на разные группы звуков и многие другие, с помощью которых можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Настольные логопедические игры удобны тем, что их можно предложить и как домашнее задание. Таким образом, актуальность использования дидактических игр в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи не оставляет сомнений. Значение речевых игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, так как их использование дает быстрое формирование правильного звукопроизношения. В процессе игры дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи.Использованная литература:1. Бородич А Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Профессиональное образование, 1984г.2. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО. 1990г.3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение. 1991г.4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997г.5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.6. Интернет ресурсы.