Публикации «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды краеведческого содержания для старших дошкольников» (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды краеведческого содержания для старших дошкольников» (из опыта работы)
Автор: Тиунова Анна Дмитриевна

«Обогащение развивающей предметно-пространственной среды краеведческого содержания для старших дошкольников»(из опыта работы) Воспитатель: Тиунова Анна Дмитриевна МБДОУ «Полазненский детский сад № 7»Добрянский городской округ, 2022 г. Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории, её культуре, к её народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие». Известно, если маленький ребёнок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг. Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.  Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за неё, культуры поведения в обществе.Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.Цель: Формирование у дошкольников целостных представлений об истории родного посёлка, его достопримечательностях, о растительном и животном мире, культуре и традициях.Задачи:
  • Обогатить знания детей о родном посёлке, его истории, достопримечательностях. Познакомить с символикой посёлка, с праздниками и традициями.
  • Развивать интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  • Развивать умение рассказывать о назначении объектов посёлка, о достопримечательностях края.
  • Воспитывать любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  • Познакомить детей с богатством растительного и животного мира родного края, в том числе, занесённых в Красную Книгу.
  • 6.Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение к природе. 7.Развивать познавательную активность, творческие способности, умение вести самостоятельные наблюдения в природе. 8.Воспитывать культуру экологически грамотного поведения в быту, в природе.Краеведческая работа ведётся по следующим направлениям:1. Ознакомление с природными богатствами родного края (растения, животный мир).2. Изучение истории родного посёлка, знакомство с достопримечательностями, символикой посёлка, с традициями; Блок «Природа родного края» (СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ) Тема: «Зелёная кладовая». Тема: «Лекарственные растения». Тема: «Растения, которые нужно охранять». Блок: «Наши питомцы». (НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ) Тема: «Наши питомцы».  Тема: «Животные родного края».  Блок «Праздники, культура и традиции» (ЯНВАРЬ) Тема: «Рождество». Тема: «Народные праздники». Блок «Наши защитники» (ФЕВРАЛЬ) Тема: «Защитники земли русской». Блок «Наш родной посёлок» (МАРТ-МАЙ) Тема: «Наш родной посёлок».  Тема: «Знакомство с историей посёлка Полазна»В группе организован центр по краеведению, в котором находятся флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, символы посёлка и фотографии нашего садика. В уголке размещены игры, альбомы, картотеки, иллюстрации по теме краеведения.Планируемые результаты:Дошкольники будут знать: особенности природы родного края (характерные признаки сезонов), типичных представителей животного и растительного мира, в том числе, занесённых в Красную Книгу. Достопримечательности родного поселка, символику, традиционные праздники.Дошкольники будут уметь: вести самостоятельные наблюдения в природе;узнавать изученные растения и животных, называть некоторые растения и животных, занесенных в Красную книгу; уметь рассказывать о назначении объектов посёлка, о достопримечательностях края;У дошкольников будут воспитаны: любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа,  к прошлому, настоящему, будущему родного края;Культура экологически грамотного поведения в быту, в природе.В ходе реализации моего опыта работы дошкольники узнали:О Полазне: историю, культуру, традиции, символику, достопримечательности.Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов), типичных представителей животного и растительного мира, в том числе, занесённых в Красную Книгу.Научились: рассказывать о назначении объектов поселка, о достопримечательностях;вести самостоятельные наблюдения в природе; узнавать изученные растения и животных, называть некоторые растения и животных, занесенных в Красную книгу;У дошкольников были воспитаны: любовь к малой родине, уважение к обычаям и традициям своего народа,  к прошлому, настоящему, будущему родного края;Культура экологически грамотного поведения в быту, в природе.В результате:оформлены альбомы: «Растения нашего края», «Дикие животные нашего края», «Птицы нашего края», «Красная книга»(растения, животные),«Достопримечательности посёлка», «Наш посёлок Полазна»;изготовлены дидактические игры: «Сложи картинку» (природа), «Сложи картинку» (достопримечательности), «Найди герб»; проведены праздники: Рождество (Колядки), Масленица, «Праздник мужества и чести», посвящённый Дню защитников Отечества. Проведена экологическая акция «Берегите природу родного края!».Список используемой литературы:Акимова А. П. «Экология», М. 2001Антонова Г.П. «Познавательная деятельность детей 6-7 лет», изд «Мысль», 1991г.Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет», Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007.Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-. методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство- Пресс.Федотова А. М «Пермский край- мой родной край», Книжный двор, 2001Интернет ресурсы (презентации, фотографии животных, насекомых, растений, грибов и т.д.).