Публикации Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Автор: Губина Ольга Николаевна

Губина Ольга Николаевнаучитель математики МБОУ СОШ №5e-mail: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ.Ключевые слова: функциональная и читательская грамотность, проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса с 5 по 6 класс, задания по формированию математической грамотности на уроках математики. Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Я поняла, что нужно пересмотреть навыки приобретения критического мышления на уроках, в этом могут помочь задания по формированию функциональной и читательской грамотности учащихся.              В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Цель моей педагогической деятельности заключается в создание образовательной среды, обеспечивающей овладение обучающимися предметных знаний в области математики, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:- организация учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода как основы ФГОС;- применение проблемного и задачного подходов в обучении, способствующих успешному формированию ключевых компетентностей школьников;- повышение учебной мотивации, познавательной активности, уровня самостоятельности обучающихся;- организация образовательной деятельности на основе результатов систематического мониторинга достижений обучающихся. Для решения задач использую следующие средства: -современные способы организации деятельности обучающегося в рамках учебного занятия, содержательные коммуникации;- элементы современных образовательных технологий, в том числе дистанционных; - дифференцированные по уровню сложности дидактические задания, Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями: - выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний, - решать их, используя математические знания и методы, - обосновывать принятые решения путем математических суждений, - анализировать использованные методы решения, - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи. В рамках выбора тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, статистические показатели и др.).   Проектирование достижений планируемых образовательных результатов учебного курса с 5 по 6 –ой классыЗадания по формированию математической грамотности на уроках математики  Работая, я столкнулась с тем, что «чистые» задачи по математике выполняются успешнее, чем задания, содержащие описание реальной ситуации. Наличие текста негативно сказывается на выполнении математической задачи. Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например:
  • В начале урока я предлагаю игру «Дежурный по математике». Этот прием позволяет систематизировать теоретический материал по математике, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой;
  • «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
  • Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности.  Задания для 5-6 классов.Задача«План» Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й  Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Вопрос 1)        Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой. Хозяйка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом? В таблице представлены фирмы, где можно приобрести понравившуюся тротуарную литку. Выбрать выгодную покупку.   Вопрос 2)          Хозяйка решила покрасить пол в гараже. Для покраски 1краски. Краска продается в банках по 1.5 кг. Сколько банок нужно купить для покраски пола в гараже?  Вопрос 3)         В сарае хозяйка держит куриц, они свободно гуляют по территории участка, на котором построен дом. Она решила огородить огород, чтобы куры не портили посевы. Нужно купить сетку-рябица. 1м сетки стоит 45 рублей. Во сколько обойдется покупка сетки.          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  • ОГЭ-2022. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен./И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Семенов. Захаров; под ред.И.В.Ященко.- М.: Издательство «Экзамен»ЦНМО,2020.)
  • Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.-Новокуйбышевск, 2019