Публикации Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку
Автор: Канаева Татьяна Анатольевна

Канаева Татьяна Анатольевна, учитель математики МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», г. Сорск, Республика Хакасия Практика работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку Основная функция ВПР для образовательных организаций -  совершенствование методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. И хотя и мы, и дети прекрасно знаем, что оценка за ВПР не влияет на четвертную, годовую отметки, всё же  проведение работы в сентябре у многих сначала вызывало шок, панику среди родителей, учащихся и учителей. Столько времени без практики: карантин, каникулы. И как бы специалисты ни утверждали, что ВПР помогает: - Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ. - Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.-Подтолкнуть к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.- Выявить недостатки учебной программы по проверяемым предметам.- Информировать родителей об уровня знаний своего ребёнка.- Улучшить общую систему обучения-нам от этого не легче, так как одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык.Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно - так пишут на всех официальных сайтах и во всех официальных документах. Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.- чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе. Обычно навык распознавания орфограмм развит слабо у пятиклассников, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с синтаксической пятиминутки: пятиклассники выполняют разбор предложения, указывая части речи. Усложняя, эту работу проводим и в следующих классах.- принцип мотивирования на понимание изученного материала. Начиная с 5 класса, заводим тетради - справочники по русскому языку, в которые заносится весь теоретический материал, необходимый для написания ВПР в форме схем, таблиц, алгоритмов, блоков. Этими справочниками  пользуемся в течение всей дальнейшей работы в 5 - 11 классах. Многие ученики обладают зрительной памятью, и такая подача материала помогает при подготовке к ВПР.- принцип системного повторения пройденного на каждом уроке. Считаю, что на каждом уроке необходима преемственность, которая основывается на комплексном изучении русского языка и предполагает системное  повторение. Опыт работы  подсказывает, что такое повторение может быть построено на анализе ошибок, допущенных в домашних, самостоятельных, контрольных работах, а также на повторении изученного ранее материала.В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста. Во время такой работы повторяются темы по разным разделам лингвистики. Ученики во время анализа текста повторяют не только орфограммы и пунктограммы, но и выполняют различные виды разборов, повторяют изобразительные средства языка. - принцип проектирования уроков с учётом дифференциации и индивидуализации обучения. В каждом классе есть дети с разным уровнем знаний, с разной мотивацией к обучению. Ребята, мотивированные на учёбу, часто работают самостоятельно, являются консультантами на уроках.принцип контроля (со стороны учителя) и самоконтроля (со стороны учащегося). Грамотная организация контроля приучает  ученика к дисциплине, к требованиям по предмету. Школьник видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Думаю, что все со мной согласятся, что ребенок должен САМ проверять себя и САМ выставлять себе баллы. Например, ребенок решил задание, а вы просто начали править красной пастой, ставить баллы. В таком случае ученик никогда не поймет и не прочувствует глупость ошибок, которые он совершил, не обратит внимания на эти слабые места, и они для него останутся за кадром. А когда он САМ проверит и САМ увидит, из-за какой ерунды он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции не дадут ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит таких ошибок. Именно в тот момент, когда ребенок сам себе ставит ноль баллов, и приходит понимание обидной глупой ошибки. Почему в школах при подготовке к ВПР дети каждый раз совершают одни и те же ошибки, и потом на ВПР тоже их совершают? Потому что на ошибки им указывает учитель. Они эти ошибки не прочувствовали.В систему работы по подготовке к ВПР входят:
  • Психологический настрой учащихся
  • ВПР является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость учеников является одной из основных характеристик, способствующих успешному выполнению работы. Очень важным условием успешной подготовки к ВПР является наличие положительного контакта учитель-ученик, отсутствие нервозности, создание благоприятной атмосферы. Я стараюсь внушить детям уверенность в том, что им по силам успешно написать ВПР. «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей.В подготовке детей к ВПР огромную роль играют родители. Семейная атмосфера является главным фактором успешной адаптации к подготовке и написанию работы. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь ребенку в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.Недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе, тревожности и страха перед предстоящими испытаниями.В ходе беседы с родителями даю им рекомендации и памятки по подготовке учащихся к ВПР. Наиболее значимыми причинами волнения учащихся являются:
  • сомнение в полноте и прочности знаний;
  • сомнение в собственных способностях;
  • неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
  • Для решения этой задачи можно использовать психологическую службу.Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ВПР необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения ВПР, критериях оценивания, ходе подготовки и уровне готовности каждого ученика.В работе при подготовке к ВПР уделяю большое внимание информационно – разъяснительной работе: знакомлю ребят с организационными вопросами, составляю памятки к заданиям из ВПР. Приобретаем учебно-методические пособия, которые содержат варианты контрольных работ для подготовки к ВПР по русскому языку. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Эффективные образовательные  технологии при подготовке к ВПРИз большого количества образовательных технологий при подготовке к ВПР я бы выделила следующие:- технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Целесообразно использовать на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам используем тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Составление тестов можно задавать в качестве домашнего задания детям.игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов. Проводим на уроках аукционы. Как итоговую работу по теме в среднем звене провожу урок - смотр знаний, где ребята работают в группах. информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к ВПР, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации, тренажёры, видеоролики, аудио, видео. Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к  ВПР по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом  особенностей класса или отдельного ученика.  Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи ВПР.В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?1.«Взаимопроверка правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Преподаватель может спросить любую пару. Оценки можно фиксировать в специальных «Зачётных книжках», которые дети изготовляют сами. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.4. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа. Такой вид работы можно использовать после изучения большой темы или раздела на уроках- зачётах. На карточках ребята могут записать не только практические задания по изученной теме, но и теоретические вопросы.5. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой, а также работа с тренажёром, онлайн тестирование.6. На дополнительных занятиях использую парную работу по выполнению заданий КИМов из сборников по подготовке к ВПР с последующим анализом и выставлением баллов.Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также работа с перфокартами.Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «Объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).Следует отметить, что такая методика работы увлекает детей, при этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.Обогащение словарного запаса - один из важных аспектов развития речи школьников. Бедность активного словарного запаса у детей, неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания - одна из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок. Вот почему необходимо развивать у школьников внимание к слову, расширять и обогащать их активный словарный запас.Работа по определению лексического значения слова, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены очень важна сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Недаром подобные задания включены в ВПР.Регулярное проведение словарной работы даёт свои результаты, учит детей быть внимательными к слову. Для этого вида работы используем словарик, который создали сами дети.Виды работ, которые можно использовать на уроках русского языка при подготовке к ВПР по русскому языкуЕжеурочно:1.проводить синтаксические, фонетические, орфографические, морфемные, словообразовательные «пятиминутки», в которые входят все виды разборов необходимых для выполнения ВПР.2. работать с текстовой информацией.3. Работа с предложением, в котором можно найти грамматическую основу, выделить члены предложения, определить части речи, выполнить ряд языковых разборов и фонетический анализ. Такая работа занимает 5- 7 минут, но при этом отрабатывается 4-5 заданий из проверочной работы.4. выполнять упражнения, направленные на закрепление полученных знаний по темам, необходимым для решения ВПР (сборники с сайта Стат Град, Решу ВПР)5. Работая с текстами параграфа, упражнений, с дополнительным материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, всегда обращаю внимание детей на правильное прочтение задания к упражнению, к статье. Дети часто не дочитывают вопрос и поэтому допускают недочеты или грубые ошибки.6. Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.На дополнительных занятиях:1.работа с заданиями сайтов: коллективная, работа у доски, индивидуальная с использованием ТСО;2.проведение работы над ошибками, индивидуальные консультации.3. Занятие посвятить тому, как правильно составить предложение, в котором будет раскрыто значение фразеологизма. Детям сложно подобрать контекст, который прокомментирует значение фразеологизма. 4.Задания из открытых вариантов ВПР, размещенных в сети интернетДомашние задания:1.упражнения, направленные на списывание текстов с пропущенными буквами и постановкой отсутствующих знаков препинания;2. дифференцированные задания.Выполнение домашних заданий рекомендуется совместно с родителями.Как показывает практика, наибольшее затруднение у обучающихся вызывают задания, связанные с содержательной линией «Развития речи», в частности работа с текстом. Данный вид работы должен иметь место не только на уроках русского языка и литературы, но и на других предметах школьной программы, так как работа с текстом непосредственно влияет и на результаты других учебных дисциплин, поэтому для учителей – предметников были предложены рекомендации по работе с текстом при подготовке к ВПР. Считаю, что в рамках подготовки к ВПР, нужно уделять большое внимание анализу текста, потому что умение работать с текстом, понимание его зависит от того, насколько у учащихся развиты творческие и аналитические способности (Приложение II).Пoдгoтoвка к ВПР – этo целенаправленный тpуд не только педагога, но и poдителей по оcвоению oбучающимися предметных и метапредметных результатов образования. Считаю, что главная задача педагoга - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник. Формы организации учебной деятельности:-лингвистическая разминка (в виде упражнения «Четвертый лишний»). Предложим такие ряды слов:
  • генерал, сигнал, бокал, пропал;
  • 2) букварь, фонарь, словарь, сухарь; 3) горняк, дубняк, ивняк, березняк;4) покрой, сухостой, настрой, постой.- упражнения на редактирование, нахождение и исправление ошибок:Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например, восклицательный знак.Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень кратко ее изложить.Знание синтаксиса. Различение предложений по цели высказывания.  Представляем текст, предлагаем ученику выписать предложения по одному примеру на 3 вида: повествовательное, вопросительное и побудительное. Хорошо, если в тексте есть сложности, вроде повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.Примеры заданий по работе с текстом:1. Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания:Моpе неспокойное но пркрасное. Оно влнутся вдыхат. Это ветеp треплт его пенистые волныи они выплёскваются на берег. А бывает, заспорт о чёмто море с ветpом. Тжлые влы налются безсходной яpостю зарвут загpхочт. Словно жлая их прободpить, загудят на ѓ сосны: они ведь тоже с неистовм ветpом не ладт.2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.  (1)Я лежу в окoпе на разoстланной шинели и дoлгo гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелoв, все спит. (3)Сoлнце скрылось за брустверoм и уже клонится к закату. (4)Медленно спадает жара, утихает ветер. (5)Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. (6)Высoко в небе летают аисты. (7)Oни распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном яснoм раздoлье. (8)Ветрoвые потоки пoстепеннo относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.(9)Аисты частo прилетают сюда в пoгoжую предвечернюю пoру и кружатся. (10)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтoбы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (11)Но теперь вoзле завoдей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (12)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.(13)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (14)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему. 3. Создание текстов разных стилей и типов речи.1.Составьте и запишите описание березы в научном стиле.2.Выберите из текста факты, которые позволят описать дорогу в научном стиле. Составьте это описание.3. Расскажите, как в вашей местности решаются экологические проблемы.4. Для чего нужны каникулы?Теоретические сведения по темам ВПР, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ВПР по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Итак, основные этапы моей работы по подготовке к ВПР:- обобщение, систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний;- отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);- постоянный мониторинг обученности русскому языку.Системный подход при подготовке обязательно принесёт свои результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей.