Публикации Статья «Использование мнемотехнологии в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Использование мнемотехнологии в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Турчанова Наталья Михайловна

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК(МБДОУ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»)«Использование мнемотехнологии в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста»Автор:Турчанова Наталья Михайловна2023 г.Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основы активного познания окружающего мира. Наиболее успешным путем ознакомления детей с окружающим миром является экспериментирование. В своей работе по организации исследовательской деятельности использую приемы мнемотехники. Используя технологию по мнемотехнике ставлю перед собой следующие задачи:
  • Формировать у детей зрительный образ
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, воображение, внимание, память.
  • Развивать у детей познавательную активность.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать способность логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • С чего начинаем?Работу начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое изображение чего-либо, алгоритм некоторых действий.Этапы работы по мнемотаблицам:
  • этап: Знакомство детей с мнемотаблицами.
  • этап: Использование готовых таблиц, как инструкции к проведению опытов.
  • этап: Составление мнемотаблиц детьми после проведения эксперимента с помощью взрослого.
  • этап: Использование детьми мнемотаблиц при проведении опытов.
  • этап: самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц по результатам проведенных экспериментов.
  • Когда дети научились пользоваться мнемотаблицами, некоторые могут самостоятельно составить наглядные планы опытов. Полученными впечатлениями дети с удовольствием делятся со своими родителями и детьми. Применение мнемомотехники доказало, что эта методика помогает легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее, развивает интерес к исследовательской деятельности. В работе по реализации проектной деятельности в нашей группе мы используем мнемотехнологию. Проводя серию опытов-экспериментов, дети фиксируют результаты в мнемодорожках, далее из этих результатов составляются мнемотаблицы. Это, безусловно позволяет лучше усвоить зрительную информацию, выстроить логическую цепочку и правильно сформулировать вывод по проведенным исследованиям.Мнемотаблицы в нашей группе использовали в реализации следующих проектов:«Кока кола-вред или польза?»Проводя опыты по выявлению свойств кока колы, результаты мы фиксировали, используя мнемодорожки. Например: 1.Опыт: «В кока коле большое содержание сахара». Мы поставили емкость с напитком в близи батареи и через некоторое время обнаружили на дне емкости густой сладкий сироп. Этот вывод мы обозначили схематически.2.Опыт: «Кока кола разрушает зубы» Мы поместили яйцо в напиток и через время обнаружили, что яичная скорлупа потемнела и стала слегка мягкой. Этот вывод мы также зафиксировали, используя схематические элементы-мнемодорожки. В последствии из этих и других схем, на основе, проведенных исследований мы создали мнемотаблицу, которая помогала детям формулировать выводы. Аналогичным способом, используя схематические элементы-символы, мы с ребятами фиксировали результаты полученных знаний в реализации таких проектов, как «От песчинки к песку» и «Волшебное стеклышко».Таким образом, мнемотехнология является средством развития познавательной активности дошкольников, способствует формированию целостной картины мира. Список использованных литературных источников:1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год. 3. Полянская Т.Б. Использования метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста – Спб., «Детство-Пресс», 2010г.4. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. 5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год.6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.7. Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.