Публикации ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Автор: Ирина Александровна Дроголова

УДК 311.312Дроголова И.А.Учитель русского языка и литературыМБОУ «Хуторская ООШ»с. Хуторцы, РФ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫАннотация В данной статье ставится задача рассмотреть эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе преподаватель русского языка и литературы.Особое внимание в статье уделяется технологиям деятельностного метода, которые формируют у студентов умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми, оставаться нравственными.Ключевые слова Образовательные технологи деятельностного типа, личностно-ориентированное развивающее обучение, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение, проектное обучение, педагогические мастерские, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, технология «Интегрированные уроки», игровая технология, технология развития критического мышления.  Изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро приспосабливаться к новым условиям, находить нестандартные решения возникающим проблемам.Чтобы сформировать данные умения у обучающихся, педагогу необходимо применять современные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения.Повышению качества обучения русскому языку способствует использование технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня на уроках русского языка педагог должен научить учиться.  Кроме этого важно, чтобы обучающиеся умели думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески, т.е. осуществляли творчески-продуктивную деятельность.    Эффективность личностно-ориентированного урока видна, если у обучающихся положительный настрой на работу, если они формулируют тему и ставят цель, работают по плану, применяют свой жизненный опыт, умеют связать прошлый опыт с новым знанием. Для большего эффекта педагогу необходимо сотрудничать с обучающимися, сочетать фронтальную работу с групповыми формами деятельности.  В своей работе преподаватель русского языка обязан применять личностно-ориентированный подход, используя технологии уровневой дифференциации, проблемное обучение. Языковед должен не увеличивать объем заданий, а стараться разнообразить их, быть консультантом при групповой работе по составлению детьми текстов диктантов, карточек-заданий по изученным орфограммам.Одним из эффективных путей повышения грамотности обучающихся является формирование умения составлять алгоритм применения правил и таблиц обобщающего характера. Применяя алгоритмы, обучающихся приобретают навыки применения правил, что облегчает усвоение орфограмм.  Этому способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Технология проблемного обучения придает обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Такие уроки помогают обучающемуся быть исследователем, первооткрывателем в процессе своего труда. Системно-деятельностный подход развивает  личность, способствует формированию гражданской идентичности. Развитие следует за обучение.  В своей практической деятельности языковедам необходимо использовать элементы технологий деятельностного типа, таких, как информационно-коммуникативную технологию, технологию проектов, модульного обучения, мастерской педагога, технологии по здоровье сбережению. Работа по методу проектов является сложным уровнем педагогической деятельности и  предполагает высокий профессиональный уровень преподавателя. Проектная деятельность формирует и развивает у обучающихся поисковые (исследовательские), рефлексивные умения, работу в команде, навыки самостоятельности, а также умения грамотно представлять и защищать свою проектную работу. На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе по предметам нужно помогать учащимся как в групповой, так и в индивидуальной форме создавать интересные проекты. У обучающихся сразу же повышается интерес к изучаемому предмету.Актуальной проблемой современной методики преподавания филологических дисциплин является использование информационных технологий. Информационные технологии применимы на  всех типах уроков. На уроках русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования,  как презентации, тесты с использованием мультимедийного проектора. Еще одна эффективная технология обучения русскому языку и литературе - интегрированные уроки. Обучающемуся на таких уроках дается широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.  Так же эффективны на уроках русского языка и литературы игровые технологии. Игра - одно из наиболее мощных средств формирования культуры поведения. Игра является способом познания окружающего мира, дает обучающемуся в доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением и манерами.Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.При обучении русскому языку и литературе эффективными являются следующие приемы данной технологии: кластеры, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, опорный конспект, ассоциативный ряд, мозговая атака, синквейн, «продвинутая лекция», нетрадиционные формы домашнего задания, ключевые термины, лингвистические карты, дидактическая игра, перепутанные логические цепочки, лингвистическая аллюзия (намек), работа с тестами, эссе.Несмотря на все преимущества современных технологий, при их использовании, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не навредить - эти слова должны стать девизом современного учителя.Список литературы:КларинМ.В.Инновациивмировойпедагогикебучениенаосновеисследования,игрыидискуссии.(Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент»,2015 –176 с.КуницынаВ.Н.Коммуникативнаякомпетентностьикоммуникативныйинтеллекттруктура,функции,взаимоотношения.//Теоретическиеиприкладныевопросыпсихологии.–СПб.:Питер,2011.–86с.КапиноваЕ.С.Отборкоммуникативногоминимуманаосновеанализаболгарскихирусскихневербальныхсредствобщения[Электронныйресурс]//Перспективынаукииобразования,2013.№2.С.21-27.КапиноваЕ.С.Биографическийметодвобучениирусскомуязыкустудентов-нефилологоввБолгарии[Электронныйресурс]// Перспективынаукии образования,2013.№4. С.114-118.СлавгородскаяЕ.Л.Активныесредстваорганизацииучебно-профессиональнойдеятельностистудентов[Электронныйресурс]// Перспективынауки иобразования, 2013.№3. С.96-105.