Публикации «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики с целью повышения мотивации младших школьников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики с целью повышения мотивации младших школьников»
Автор: Надежда Сергеевна Баринова

Слайд 1ФИО Каленова Надежда СергеевнаРуководитель Рощина Инна ЕвгеньевнаСлайд 2Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики с целью повышения мотивации младших школьников»Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика. Слайд 3Таким образом, сложилось противоречие между широкими возможностями использования ЭОР на уроках математики и отсутствием их систематического и эффективного применения с целью повышения мотивации.Слайд 4Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: какие электронные образовательные ресурсы можно использовать в учебном процессе и какова их эффективность для повышения мотивации младших школьников?Ответ на этот вопрос и составил цель нашего исследования.Слайд 5Объект исследования – процесс повышения мотивации младших школьников на уроках математики.Предмет исследования – электронные образовательные ресурсы.Слайд 6Задачи исследования предоставлены на слайде:
  • Изучить теоретические основы проблемы повышения мотивации у младших школьников.
  • Подобрать, разработать и апробировать электронные образовательные ресурсы с целью повышения мотивации младших школьников.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Слайд 7Методы исследования так же вы видите на слайде: - теоретические (анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата).- эмпирические: (беседа, тестирование, анкетирование)База исследования – одна из школ г.о.г. Кулебаки, пос. Велетьма, 1 классСлайд 8В работе мы рассмотрели теоретические основы проблемы формирования мотивации младших школьников.Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Рассмотрели развитие мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.Слайд 9-10Изучили несколько вариантов классификации мотивов которые предоставлены на слайде.Слайд 11В работе мы рассмотрели возможности электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальных классахЭлектронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Слайд 12ЭОР можно классифицировать на три группы которые предоставлены на слайде:
  • текстовые.
  • Текстографические ЭОР
  • Мультимедийные ЭОР
  • Слайд 13Также приводится классификация электронных ресурсов по функциональному назначению:
  • Демонстрационные.
  • Тренинговые.
  • Диагностирующие и тестирующие.
  • Контролирующие.
  • Досуговые.
  • Познакомились с сайтами ЭОР в сети Интернет. Здесь разработанные ЭОР для учащихся начального общего образования обеспечивает условия реализации требований ФГОС, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатовСостоят эти сайты из:Каталога и Хранилища Цифровых образовательных ресурсовТематических коллекций Цифровых образовательных ресурсовЭлектронных издания на CDЦифровых образовательных ресурсов, подготовленных учителямиСлайд 14Во второй главе мы описали опытно-практическую работу, направленную на повышение мотивации младших школьников посредством ЭОР. Она состояла из трёх этапов.Слайд 15Первый этап – первичная диагностика. Его цель состояла в том, чтобы определить уровень сформированности мотивации младших школьников.На данном этапе были предложены анкеты, опросники, диагностические методики Н.Г. Лускановой в форме теста «Диагностика мотивации младших школьников», Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений», «Лесенка уроков» и т.д.Слайд 16Первичная диагностика уровня сформированности мотивации показала: в классе 10 детей из них: 3 учащихся (26%) демонстрируют высокий уровень сформирвоанности мотивации. Ученики обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны, ответственны. 4 человек (48%) – средний уровень. Ученики проявляют положительное отношение к школе, но их привлекает не учебная деятельность, им интересно общаться со сверстниками, педагогами. 3 человек (26 %) – низкий уровень сформированности мотивации. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия, поэтому испытывают серьезные трудности в школе.Слайд 17Исходя из результатов первичной диагностики мы начали опытно-практическую работу.Основная цель – подбор, разработка и апробация образовательных ресурсов, которые способствуют повышению мотивации младших школьников Для этого мы по каждой теме урока математики в период преддипломной практики (3 четверть) подобрали ЦОРы и разработали самостоятельно.Слайд 18- сайт Единой коллекции электронных образовательных ресурсов Слайд 19- сайт компании Кирилл и Мефодий Слайд 20- сайт Единой коллекции электронных образовательных ресурсов российская электронная школа Слайд 21- сайт Слайд 22- сайт электронные образовательные ресурсы Слайд 23-25Примеры: С целью обнаружения положительной динамики, направленной на повышение мотивации младших школьников была проведена итоговая диагностика, в которой детям были предложены методики, аналогичные тем, что и при первичной диагностике: Слайд 26Дети показали следующие результаты. Уже 4 человека (48%) показали высокий уровень, 4 человека (48%) – средний, 2 человека (4%) низкий уровень сформированности мотивации. Полученный результат подтверждает эффективность подобранных и разработанных ЭОР.Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов.В выпускной квалификационной работе представлены ЭОР, которые могут использовать учителя начальных классов в своей работе и студенты педагогических колледжей на педагогической практике. Спасибо за внимание!