Публикации Сценарий педагогического совета с элементами деловой игры "Преодоление учебной неуспешности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий педагогического совета с элементами деловой игры "Преодоление учебной неуспешности"
Автор: Полегешко Светлана Александровна

Педсовет с элементами деловой игрыКейс «Школа собой заботы: пути преодоления учебной неуспешности»Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня перед нами кейс, который мы должны выполнить, для того чтобы выявить основные проблемы неуспеваемости обучающихся нашей школы и определить пути преодоления учебной неуспешности.Я.А. Каменский считал, что способны к обучению все дети, поэтому обучение нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, он настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение и стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Каменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.1. Предлагаю для начала обсуждения ответить на вопрос:Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости/низкой успеваемости учащихся?У нас появилась следующая схема:2. Итоги ГИА 202 г.3. Итоги 1 четверти (в сравнении с 1 четвертью 202-202 уч.г.)4. В начале учебного года педагог-психолог . провела мониторинг по учебной мотивации среди обучающихся …. классов, результаты которого она сейчас представит.5. Если судить о кадровом составе нашей школы, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж. Тем не менее, остро стоит вопрос учебной неуспешности, который, казалось бы, можно объяснить низкой мотивацией. Но тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: «В чем причины низкой мотивации обучающихся?» В этом мы сегодня и попытаемся разобраться.6. Накануне сегодняшнего педсовета проходило анкетирование среди родителей обучающихся нашей школы по степени удовлетворенности качеством образования , результаты которого представит директор школы …..7. А теперь еще один вопрос для обсуждения: «Что вы вкладываете в понятие «учебная неуспешность8. Для дальнейшей продуктивной работы предлагаю разделиться на 4 группы: утро – день – вечер – ночь (все должны поменяться местами и сесть согласно выбранным карточкам)9. Правила работы в группе:«Здесь и сейчас» - Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора. «Индивидуальность» - Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою «Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.10. Задание № 1. Анкета «Психологическая атмосфера в школе как одно из условий успешности обучения»: оцените по девятибалльной шкале показатели психологической атмосферы в нашей школе: Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 ВраждебностьСогласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 НесогласиеУдовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 НеудовлетворенностьУвлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 РавнодушиеРезультативность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 НерезультативностьТеплота взаимоотношений 9 8 7 6 5 4 3 2 1 ХолодностьСотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничестваВзаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 НедоброжелательностьЗанимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 СкукаУспешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность11. Задание № 2. Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий обучающихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. (5 минут)12. Задание 3. Рассмотрите причины и следствия неуспеваемости школьников, поработав в группах в соответствии с названием группы: “Диагностика”, “Терапия”, “Профилактика”, “Оптимисты”. Каждая группа получает карточку с заданием, памятку, ватман, маркер и рассматривает данную им проблему в соответствии с названием своей группы. (15 минут).Группа “Диагностика”. 1. Назовите основные причины неуспешности школьников, заполнив данную вам таблицу. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы. Группа “Терапия”. 1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспешному ученику? Заполните таблицу, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы. 2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся? Группа “Профилактика” 1. Каким образом можно избежать неуспеваемости школьников? 2. Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к учению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы. Группа “Оптимисты” 1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы. 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся13. Презентация (каждая группа защищает свой мини-проект) (15-20 минут). Обсуждение: (10 минут)14. Вернемся к написанным критериям неуспешного. Как ЖЕ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ из неуспешного ученика сделать успешного?14. Притча Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?– Верно! – удивился человек.– Так бери с собой мудрость:Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.Прошли годы.Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.Они опустились перед стариком и поклонились ему.– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:– Меня больше радуют твои перышки...14. ВСЕ ДЕЛО В УЧИТЕЛЕ!15. Теперь вернемся к составленному списку неуспевающих учеников. Составьте памятку приемов работы с каждым учеником, который является неуспевающим по вашему предмету. Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на методических объединениях. (10 минут)ПриложениеНЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание». Отставание – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним. Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек. В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее: 1.Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока, 2.Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием. 3.Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения. 4.При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради. Посещая уроки учителей, проверяя рабочие тетради, администрация не увидела ни одной из перечисленных форм , уроки ведутся традиционно , устный опрос домашнего задания , авторитарное объяснение нового материала и если останется время- традиционное закрепление. Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета. За 1 четверть с одной тройкой по предмету закончили 22 учащегося.Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.Анализируя вышеизложенное, предлагается рекомендация учителям в работе с неуспевающими (в буклете): К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Для этого достаточно беседы с классным руководителем и собственное наблюдение.Проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем. Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их. Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку. Создавать ситуации успеха отстающим школьникам. Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий. Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников. Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету. Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников. Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей. Конечно, опасность недоглядеть такого ученика, вовремя не прийти ему на помощь, не обнаружить в ученике его способности, не увидеть таланта, возможно, всегда есть. Другое дело, как мы реагируем на эту проблему. Ведь, что греха таить, мы так увлечены учебным процессом (подачи, опроса, контроля и т.д., да еще всякие нац. проекты и все прочее), что не задумываемся над тем, что правильно ли все делаем, не заглядываем в душу ребенка, не то что изучить какие-то там причины неуспеваемости. Давай знания и все тут. И так, каждый учитель по своему предмету. Дети учат (как правило ответственные дети), а какой ценой порой им достается это, мы не задумываемся. Вот отсюда и перегрузки учащихся.Коменский сравнивает учителя с пастухом, садовником, акушером, полководцем, который стережет и охраняет «свое стадо», ухаживает за детьми.Решение педсовета: педагог в современной школе должен стремиться выработать новую систему методов в творческой деятельности или владеть набором стандартных приемов и не быть пассивными и равнодушным к детям. В своей работе я буду стараться помогать каждому ребенку, какая бы причина неуспеваемости не была.Кто за решения педсовета? Кто против? Кто воздержался?