Публикации Наставничество как эффективная форма персонифицированной помощи педагогическим работникам МКОУ ОШ №9 для обучающихся с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество как эффективная форма персонифицированной помощи педагогическим работникам МКОУ ОШ №9 для обучающихся с ОВЗ
Автор: Логинова Светлана Анатольевна

Наставничество как эффективная форма персонифицированной помощи педагогическим работникам МКОУ ОШ №9 для обучающихся с ОВЗ.Зачем нужен учитель?Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. Он был самоуверен, держался немного дерзко. И у него был всего лишь один простой вопрос к Учителю. “Я уже все изучил и все знаю, — сказал он. — Я прочел множество книг. Я даже сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же тогда на мой вопрос: Нужен ли мне Учитель?Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, отчего Мастер не смог сразу ответить ему.Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится на другой стороне реки. На нашем берегу ты найдешь лодку, в ней есть лодочник, он тебя переправит”.На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они уже отплыли, он вдруг вспомнил, что не узнал у Учителя, где дорога, что ведет в деревню. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.В настоящее время стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать педагога в такой ситуации, то у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось обучению на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. И вновь заговорили о Наставничестве как о ведущей кадровой технологии, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов, оказать им практическую и теоретическую помощь непосредственно на рабочем месте. Таким образом, наставничество сегодня — не только популярный тренд, но и осознанная необходимость. Кто же они такие наставники и наставляемые в условиях реального времени.Наставники Опытные педагоги, имеющие профессиональные успехи, склонные к активной общественной работе, участники педагогического и/или школьного сообществ, обладающие лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, которых условно можно разделить на две группы: это Наставники-консультанты - осуществляющие классический вариант поддержки молодых специалистов; и Наставники предметники - способные осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.И, конечно же, их подопечные или другими словами – наставляемые: это
  • Педагог, впервые поступивший на работу в данную образовательную организацию
  • Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет.
  • Педагог-студент, проходящий производственную, преддипломную практику, стажировку
  • И список пополнился, но кем же?
  • Состоявшийся педагог, назначенный или переведенный на новую должность, или находящийся в процессе адаптации на новом месте работы.
  • Состоявшийся педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
  • Педагог, имеющий диагностированные профессиональные дефициты.
  • В настоящее время претерпели изменения и модели наставничества, теперь они значительно расширены за счет опыта, используемого в зарубежной практике и как следствие функции и роли наставников будут напрямую зависеть от выбранной модели сотрудничества. Есть достаточное количество методических материалов, где можно ознакомиться подробнее, я попробую в сжатой форме познакомить вас с каждой из них:Традиционная модель наставничества (ситуационное наставничество) — это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени. Разновидностью этой модели является предоставление необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях. Краткосрочное или целеполагающее наставничество - предполагает взаимодействие «лидер-педагог — педагог, испытывающий профессиональные дефициты/проблемы». Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для оказания конкретной профессиональной помощи, постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Командное наставничество помогает в короткие сроки помочь достичь определенных целей развития, охватывая существенные практические аспекты деятельности.Скоростное наставничество - («равный — равному»). это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня, объединенными общими проблемами и интересами, которые помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития, обменяться мнениями и личным опытом. А вот и инновационные, тщательно упакованные в современные формулировки.Флэш-наставничество - это новая концепция, где сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой могут поделиться своим жизненным опытом и дать некоторые рекомендации. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества.Виртуальное наставничество - тоже новая концепция, которая предполагает использование ресурсов социальных сетей, для привлечения других значимых для сотрудника специалистов для освоения новых знаний и навыков, контроля его деятельности.Реверсивное наставничество, подобно традиционному, предполагает взаимодействие «молодой педагог-новатор — консервативный педагог». При этом младший сотрудник считается наставником опытного, высококвалифицированного. Старшего по возрасту и стажу профессионала, по вопросам недостаточной компетентности в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.Саморегулируемое наставничество подразумевает совершенно иной подход. Основное отличие данной модели в том, что ни наставники, ни их подопечные не подбираются специально, а опытные сотрудники добровольно выдвигают себя в список наставников. Очевидным преимуществом этой модели является то, что в этот список попадают только те, кто действительно имеет желание принять эту трудную и ответственную роль.Подводя итог первой части выступления еще раз отмечу, что Функции наставников будут напрямую зависеть от выбранной модели сотрудничества.А что же касается Роли педагогов-наставников: да тоже самоеВ зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют педагогической деятельности молодого/начинающего специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Это:Проводник. Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений, поможет молодому учителю осознать свое место в коллективе, будет осуществлять пошаговое руководство его педагогической деятельностью. Защитник интересов.  Организует вокруг профессиональной деятельности молодого педагога атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера, помогает в разрешении конфликтных ситуаций. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии или не участии в различных мероприятиях.Кумир. Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого педагога. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации педагогической деятельности, стиль общения наставника. Консультант. За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Контролёр. В организованной таким образом наставнической поддержке молодой специалист самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи.Стоит отметить, что каждый человек может делать ошибки, в особенности, если это начинающий или молодой педагог. И важно дать понять молодому педагогу что, допуская ошибки, он не совершает преступление, а - учится. Но многих молодых педагогов замечание и указание на профессиональные ошибки со стороны наставников, особенно в строгой форме приводит, к своего рода, психологической травме. Поэтому, одна из важнейших функций наставника в совершенстве овладеть методиками бесконфликтной критики и конструктивных советов. «Вася, вот ты не прав!» — это не обратная связь, ведь обучаемый не знает, что именно он сделал неправильно и что хотел бы видеть наставник.Наставнику также необходимо научиться строить работу со своим подопечным по моделям общение-поддержка, общение-коррекция, общение-обучение, общение-снятие барьеров, общение-сопровождение и др. Безусловно, здесь будет сказываться «человеческий фактор», в первую очередь – профессиональный почерк наставника. Кто-то в большей мере ориентирован на подробное объяснение, демонстрацию своего опыта; кто-то –организует практическую деятельность; кто-то – делится своими разработками. И в заключение, подводя итог уже всему выше сказанному, опираясь на русскую народную мудрость, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать, предлагаю посмотреть еще один фрагмент из разряда наставник года- лучше никак чем так.Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого.Ищите своего Учителя и Наставника. Он поможет вам найти дорогу к вашей цели. Успехов вам во всех ваших начинаниях!Зачем нужен учитель?Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. Он был самоуверен, держался немного дерзко. И у него был всего лишь один простой вопрос к Учителю. “Я уже все изучил и все знаю, — сказал он. — Я прочел множество книг. Я даже сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же тогда на мой вопрос: Нужен ли мне Учитель?Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, отчего Мастер не смог сразу ответить ему.Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится на другой стороне реки. На нашем берегу ты найдешь лодку, в ней есть лодочник, он тебя переправит”.На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они уже отплыли, он вдруг вспомнил, что не узнал у Учителя, где дорога, что ведет в деревню. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.