Публикации Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений
Автор: Зильева Валентина Викторовна

Каков ребенок в игре,Таков во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.А.С. Макаренко Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивной период развития.  Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не создать условий для этого, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.     Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить. Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.Какие задачи можно решить в игре?Развитие звуковой и интонационной культуры речи;Владение речью как средством общения и культуры;Обогащение словаря;Развитие связной речи;Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи;Предпосылки обучения грамоте;Знакомство с книжной культурой;⁕ Развитие речевого творчества.Игры и игровые упражнения, повышающие развитие речи дошкольников.
  • Пальчиковые игры – представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок. В этих играх решается проблема развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Вместе с тем, повышается развитие памяти, умение интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты.
  • Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  • Подвижные игры, в них педагог использует речевки, «зазывалки», считалочки, которые в свою очередь, способствуют развитию ритмичности произношения, вносят элемент занимательности, привлечения внимания детей и активно дополняют речевой материал, вызывают и эмоциональный отклик.
  • Сюжетно-ролевые игры играют особую роль. Здесь дети учатся распределять роли между собой, согласовывать свои действия друг с другом, строить сюжетную линию.
  •          Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений  от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка            и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.Для успешного и своевременного речевого развития нужны специальные условия. Это: психическое и соматическое здоровье ребенка;‣ нормальные умственные способности;‣ наличие нормального слуха и зрения;‣ обладание достаточной психической активностью;‣ наличие потребности в речевом общении;‣ полноценное речевое окружение.Речь, это прежде всего, социальное явление, средство общения. Затем речь становиться средством познавательного развития, планирования действий. Речь, развиваясь становится разнообразной, образной, обогащенной все новыми словами и оборотами. Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи (но не жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.