Публикации
"Лекарственные растения Вилегодского округа"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лекарственные растения Вилегодского округа"
Автор: Пахтусова Евгения Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лекарственные растения Вилегодского округа"
Автор: Пахтусова Евгения Николаевна
Пахтусова Евгения Николаевна МБОУ «Ильинская СОШ», учитель географии и биологииКлассный час «Лекарственные растения Вилегодского края»Цель: формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений родного края. Задачи: закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь; развивать познавательный интерес к природе родного края; воспитывать умение работать в группах, слушать ответы одноклассников, дополнять их; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Планируемые результаты: Предметные: выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей. Устанавливать причинно-следственные связи. Грамотно работать с текстовой информацией, понимать содержание и смысл. Метапредметные: проявлять мотивацию к действию; анализ знаний, которые помогут правильно действовать; поиск и применение конкретных способов действия. Личностные: организовывать совместную учебную деятельность, уметь наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом. Демонстрировать одинаковую эффективность работы как в группе, так и индивидуально. Соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого отдельного ученика в нем. Находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого. Форма проведения внеклассного мероприятия: игра по станциям. Жюри – родительский комитет (3 человека). Целевая аудитория: обучающиеся 5-го класса. Место проведения: классная комната. Методы обучения и воспитания: наглядные, словесные, поисковый, исследовательский. Оборудование: презентация, компьютер, гербарий лекарственных растений, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, маршрутные листы. Оформление: плакаты на доске, презентация, гербарий лекарственных растений Вилегодского края, на столах учащихся раздаточный материал, маршрутные листы, на столах табличка с названием станции, музыкальное сопровождение. Подготовка к классному часу.Класс разбит на группы, вытаскивая эмблему они распределяются по вагончикам (Приложение 1).Путешествие совершается на поезде под названием «Здоровье», вагончики «Ромашка», «Подорожник», «Шиповник». Движение поезда идет по маршрутным листам (Приложение 3).На каждой станции ребята находятся 7-8 минут, сигналом к дальнейшему движению вагончика служит музыка, переход на следующую станцию осуществляется в движении (паровозиком, прыжки на одной ноге, круговые движения глаз).Подведение итогов осуществляется по количеству собранных «Ландышек» картинок (ландыш). Правильный ответ один «ландышек» (Приложение 2).Плакаты для оформления класса.Здоровье есть высочайшее богатство человека. ГиппократДевять десятых нашего счастья зависят от здоровья. Артур ШопенгауэрПословицы: Солнце, воздух и вода - наши верные друзья. Крепок телом - богат и делом. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить — долго жить. Станции:Станция «Лекарственная»Станция «Красная Книга»Станция «Игровая»Организационный момент (мотивация).Есть растения такие,Они вовсе не простые.Если что-то заболитЭта травка исцелит! (Ответ: лекарственные растения)Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях нашего края, вспомним их и узнаем новое. Узнаем, какие лекарственные растения занесены в Красную Книгу.Давайте вспомним:Что такое лекарственные растения?Какие бывают лекарственные растения?Какую пользу приносят лекарственные растения?Путешествие начинается!!!Станция «Лекарственная» Отгадайте о каких лекарственных растениях нашего края идет речь. Найти к загадкам соответствующие картинки растений и их лекарственные свойства. (1 «ландышек» за каждый правильный ответ) (Приложение 4).1) Поранил ты в походе ногу,Усталость не даёт идти –Нагнись: солдатик у дорогиГотов помочь тебе в пути. (подорожник)2) У маленькой елочкиКолкие иголочки,Шарики сизые,Словно бы в инее. (можжевельник)3) Он «любит - не любит» ответить нам можетИ глянет приветливо желтым глазком.Аптечный цветок на него так похож,Его мы лекарственным другом зовем. (ромашка лекарственная)4) Золотой и молодой за неделю стал седой,А денечка через два облысела голова.Спрячу-ка в карманчик бывший… (одуванчик)5) Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.Не огонь, а жжется! (крапива)6) Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (клевер)7) Зеленые кусточки, алые цветочки;Когти – коготочки, стерегут цветочки.И ограда в саду, и закуска дрозду,И от хвори настой – душистый, густой. (шиповник)8) Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл:Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,Вылечит недуг любой. Что же это? (зверобой)9) Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (ландыш)10) Травка очень душиста, ароматные листья.Поскорей собирай и заваривай чай!А найдёшь возле хаты, называется. (мята). 11) Не могут успокоиться,Все кричат: «Беда, беда!»Что в огороде? (лебеда)Станция «Красная книга»Ребята смотрят фильм о лекарственных травах Вилегодского края занесенных в Красную Книгу. После просмотра фильма им предлагается посмотреть презентацию и найти названия растений, о которых говорилось в фильме. (видеофильм и презентация) (Приложение 5).Станция «Игровая»Задание «Веришь-не веришь»Сейчас у нас игра «Веришь-не веришь» У вас на столе по две карточки: красная с надписью «верю» и зеленая «не верю». Я буду читать вам предложения, и, если вы согласны с ответом, поднимаете карточку «верю», если не согласны «не верю».1. Это ядовитое растение носит название «глаза птицы»? (Воробьиный глаз или вороний глаз) 2. Подорожник - это растение, которое называют «зелёным бинтом» (верю) 3. Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди». Из клевера Элиза плела рубашки для спасения своих братьев-лебедей. (не верю, из крапивы)4. Золотая серединаИ лучи идут кругом.Это, может быть, картина?Солнце в небе голубом. Это подсолнух? (не верю, это ромашка)Задание «Собери растение» (пазлы)Ученикам выдаётся 3 комплекта разрезанных картинок лекарственных растений. Задание: собрать картинки. Дополнительное задание, для тех, кто справится быстро, собрать картинки и дать название. За каждую картинку 1бал.Задание «Собери пословицу»Человека лень не кормит, а здоровье только портит.Чеснок да лук от семи недуг.Чистая вода - для хвори беда.Чистота - залог здоровья.В здоровом теле - здоровый дух.Ответ.Задание «Узнай меня» Узнай лекарственное растение и назови полезные свойства.клюква (снижать жар, если пить теплый морс, сок с медом прекрасно помогает избавиться от кашля, улучшает память(отвар из листьев брусники применяется как мочегонное средство)малина (используют при простуде – в виде настоев и чаев. А также настой из листьев малины хорошо помогает при ангине, стоматите и ларингите – им рекомендуется полоскать горло)Задание «Собери правильно пословицы» (составить из слов)Солнце, воздух и вода - наши верные друзья. Крепок телом - богат и делом. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить — долго жить. Заключение:Природа щедро дарит нам свои богатства. Нужно только научиться правильно ими пользоваться, и не ждать, пока болезнь начнет наступать, а заботиться о своем здоровье каждый день. Пусть каждый день приносит вам радость и здоровье. На этом наше изучение лекарственных трав нашего края не заканчивается, на следующих занятия мы узнаем, как правильно их заготовлять и использовать. Жюри подсчитывают «ландышки» полученные на станциях.Рефлексия: «Смайлики» (приложение 6)Показывают карточку с изображением трех лиц: интересно, нейтрального, не понравилось.Подведение итогов: подсчет «ландышек», награждение открытками с изображениями лекарственных трав.Источники информации.1. 2. 3. 4. Видеофильм. МБУ «Краеведческий музей» Вилегодского округа.5. Фото лекарственных трав из интернета.Приложение 1.Приложение 2. Приложение 3.Маршрутный лист вагончика «Ромашка»Маршрутный лист вагончика «Подорожник»Маршрутный лист вагончика «Шиповник»Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6.«Ромашка»«Подорожник»«Шиповник»