Публикации
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Инклюзивный театр"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Инклюзивный театр"
Автор: Борзенкова Александра Дмитриевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Инклюзивный театр"
Автор: Борзенкова Александра Дмитриевна
1. Пояснительная запискаТеатр – это волшебный, красочный мир искусства, воздействующий на все органы восприятия и тем самым дарящий человеку самые яркие впечатления. Этот вид искусства пробуждает в каждом глубинные чувства, дает возможность пережить чьи-либо радости и печали, позволяет сопереживать героям спектаклей, осуждать злодеев и лицемеров и симпатизировать положительным персонажам. Происходящее на сцене действо вырывает из обыденности, в которой пребываем мы. Театральная постановка передает нам, зрителям, мысли, чувства и эмоции автора. Именно поэтому театр учит сопереживать. Так же театральное действо даёт живое восприятие действительности, тем самым помогая аудитории визуализировать жизненные проблемы с различных сторон, демонстрируя все вероятные выходы из ситуации. Неординарные режиссерские находки, сценические решения и технический прогресс дают иные возможности и раскрывают театр с совершенно нового ракурса с принципиально новым видением. Сегодня выходы на премьеры популярны даже среди тех, кто еще недавно считал театр пережитком прошлого.Театр включает в себя действо и музыку. Влияние музыки на человека, как и театральной деятельности, замечено не одно столетие назад. Уже в древние времена выяснилось, что различные ритмы положительно воздействуют на психику и здоровье человека, что мелодии вызывают разное : грусть, радость, задумчивость, веселье, снимают раздражительность и боль. Ещё древнекитайские врачи вписывали в курс лечения прослушивание мелодий. Знаменитый ученый Пифагор был убежден, что музыка влияет на человека, избавляя его от пассивности души, гнева, заблуждений, ярости. В свою очередь Авиценна эффективно использовал музыку при лечении душевнобольных. Позднее появились научные доказательства способности музыки влиять на человека. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников или взрослых. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития, поэтому так важно помочь ему понять себя, своё состояние и научить его жить со своими особенностями в обществе.Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Инклюзивный театр», разработана как возможный вариант развития и социализации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и организацию их досуга во внеурочное время.Предметная значимость программ. Театрально-музыкальная деятельность даёт возможность детям познавать окружающий мир, строить взаимодействие и общение друг с другом, развивать природные и творческие способности.Игра – непременный атрибут театрального искусства. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, так же оказывает значимое влияние на развитие обучающихся с ОВЗ и обладает определенным потенциалом в формировании у них социально-коммуникативной компетентности. Театрализованная деятельность реализует образовательные потребности в ходе игры через выполнение определённых действий и учит принимать на себя различные роли. Одновременно с проигрыванием игрового сюжета обучающимся приобретаются житейские навыки, которые в дальнейшем дадут большую самостоятельность, возможность раскрепощения и позволят расширить коммуникационную сферу.Очень часто у детей с ОВЗ наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, поведения. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.Театрально-музыкальная деятельность приносит детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому и всестороннему развитию личности ребёнка. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).Таким образом, театральное искусство своей многомерностью и многоликостью совместно с музыкальной деятельностью способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, развиваться, творя и играя.Актуальность программы. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, стимулирует развитие эмоциональной сферы. Театрально-игровая и музыкальная деятельность имеют большое значение для всестороннего развития детей: стимулируют развитие психических процессов, способствуют творческому развитию и формированию основ личностной культуры.Игра в театр не только знакомит обучающихся с содержанием определенных литературных произведений, но с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка, учит их воссоздавать конкретные образы, чувствовать события, оценивать и понимать взаимоотношения между героями этого произведения. В образовательной деятельности используются такие виды театра, как театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр теней, бибабо, настольный и кукольный театр.В процессе слушания-восприятия музыки у детей формируется произвольность процесса восприятия, внимания; развиваются память, мышление; расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях. Но дети с ОВЗ способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – интонировать, играть на музыкальных инструментах, пропевать, двигаться в такт в силу своих индивидуальных возможностей. У детей с ОВЗ в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны эмоции и чувства окружающих их люди. Для детей с ОВЗ, как и детям с нормой развития, также очень важно показать себя: привлечь внимание, посредством исполнения роли выразить свои собственные переживания и эмоциональные потребности. Театрально-музыкальная деятельность помогает детям справиться с неуверенностью в себе, стеснительностью. Играя роль, ребенок с ОВЗ учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, своими эмоциями и поведением, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя увереннее и преодолевать страх. Таким образом, занятия театрально-музыкальной деятельностью для детей с ОВЗ используются как способ эмоционального воздействия на ребенка, как один из способов познания мира, а также возможный способ невербальной коммуникации, поэтому они так необходимы для включения в образовательный процесс.Отличительная особенность программы заключается в объединении творческой и продуктивной деятельности. Творчество включает в себя театральную и музыкальную деятельность. Продуктивная деятельность, в свою очередь, представлена художественным трудом и рисованием. Занятия театрально-игрового или продуктивного содержания объединяются музыкальным сопровождением, роль которого заключается в создании фона, в успокаивающем воздействии на организм, в создании момента концентрации внимания. Роль музыкальных занятий заключается в мобилизации резервных сил ребенка, развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков движения в такт музыки, навыков взаимодействия с другими детьми.Занятия ведут два педагога: педагог-дефектолог и педагог-музыкант. Дети с ОВЗ не самостоятельны, они нуждаются в сопровождении взрослого. Некоторым детям нужна помощь в передвижении по залу (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве), при выполнении с ребёнком задания по принципу «рука в руке» (дети с предшествующей длительной социальной депривацией) и т.д. Совместно во время занятия педагоги больше времени могут уделить каждому ребёнку, подгруппами отработать те или иные моменты занятия, что способствует более качественному итоговому результату.Направленность программы – художественная.Срок реализации – 2 года.Уровень программы – стартовый.Структура программы. Содержание программы состоит из пяти разделов, работа по которым продолжается параллельно в течение учебного года.1 раздел – «Творческая мастерская». На занятиях данного раздела дети изготавливают персонажей сказок для дальнейших театрально-игровых действий. Художественный труд способствует расширению кругозора, учит рассматривать предметы и явления окружающего мира, формировать целостность образа, развивать мелкую моторику и точность движений рук. Работа над поделкой формирует у ребёнка усидчивость, сосредоточенность, аккуратность и трудолюбие.2 раздел – «Ритмопластика» направлен на общее физическое и музыкальное развитие, на снятие зажимов, раскрепощение. Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат, формирует точность, ритмичность движений, способствует ориентировке в пространстве. В процессе певческой деятельности развивается речь, совершенствуются звукопроизношение и артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость). Игра на детских музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и способствует выработке координации движений рук, пальцев.3 раздел – «Играем в театр». Знакомство с данным разделом начинается с театральных игр: настольный театр, кукольный, театр теней. Затем дети учатся передавать образ, играя ту или иную роль.4 раздел – «Игротека». В содержание входят настольно-дидактические игры, игры малой подвижности, сюжетно-ролевые игры. Дети закрепляют полученные знания о тех героях и сюжетах сказок, которые они создают на занятиях других разделов.5 раздел – «Мир эмоций». Основную часть занятия данного раздела составляет музыкальная деятельность. Дети учатся понимать и выражать эмоции через слушание разнохарактерных произведений, через песенное творчество. Одной из задач занятий данного раздела стоит формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка, умение контролировать свои эмоции и поведение, развитие коммуникативных навыков.Обучение – очное. Ведётся обучение на русском языке.Режим и форма занятий.Занятия проводятся 2 раза в неделю по два занятия. Всего в неделю 4 часа. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Пропущенные часы занятий по причине длительной реабилитации компенсируются самостоятельными занятиями с родителями в виде чтения изучаемых произведений, разучивания текстов песенок и потешек, просмотр мультфильмов и спектаклей по данным произведениям.Форма занятий – групповая и по подгруппам.Наполняемость группы – 7-10 человек.Программа предназначена для детей с ОВЗ (дети-инвалиды и дети, имеющие ограничения здоровья) и детей с нормой в развитии 7-14 лет. Для зачисления в детское объединение детей с ОВЗ и ЗПР необходима справка, выданная бюро медико-социальной экспертизы либо справка, выданная психолого-медико-педагогической комиссией. В объединение принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей несовершеннолетних) без предварительных испытаний при наличии сертификата ПФДО. Допускается зачисление детей, не соответствующего возраста указанному (не более 30% от общего состава группы). В течение всего учебного года возможно дополнительное зачисление обучающихся на вакантные места.Содержание, роль, назначение и условия реализации программы соответствуют нормативным документам:- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;- Приказ Министерства просвещения России «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» № 467 от 03.09.2019 года;- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;- ;- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;- ;- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;- Письмо № АБ-3924/06 от 30 декабря 2022 года «Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;- Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 года № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;- Устав и локальные акты учреждения.Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по АДОП с детьми с ОВЗ.2. Цели и задачи программыЦель программы. Формирование коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы ребёнка с ОВЗ через продуктивные и театрально-музыкальные виды деятельности.Задачи обучения: 1. Дать представление о театре, познакомить с возможными действиями кукольного и пальчикового театра.2. Учить создавать изображение способом аппликации и рисованием, пальчиковый театр из фетра, обыгрывать образы.3. Учить распознавать эмоции и управлять собственными.4. Развивать речь и коммуникативные навыки посредством театральной и музыкальной деятельности и через общение с детьми с нормой развития.5. Способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.6. Формировать поведенческие навыки: адекватно вести себя на занятии, самостоятельно регулировать своё поведение, умение сдерживаться; не отвечать отрицательной эмоцией на отрицательную.7. Воспитывать личностные качества: доброжелательность к окружающим; сосредоточенность; усидчивость.Планируемые результаты освоения ПрограммыК целевым ориентирам относятся следующие характеристики возможных достижений.Обучающийся должен знать:- правила поведения на занятиях;- отличие пальчикового театра от кукольного.Должен уметь:- изготавливать поделки героев сказок;- отличать одну эмоцию от другой, пытаться проиграть её;- проиграть разученный сюжет с помощью пальчикового и кукольного театра;- изображать знакомый образ с помощью движений, характерной игрой на инструментах;- контролировать своё поведение на занятии и в социуме, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила;- взаимодействовать в коллективе со взрослыми и сверстниками.Формы проведения итогов реализации образовательной программыВ диагностике ведущей задачей является организация образовательного процесса обучения при динамичном наблюдении обучающихся в процессе деятельности и носит диагностический характер, которым дается оценочное суждение «усвоил – не усвоил».Образовательная деятельность оценивается по двум группам показателей: 1. учебные достижения, фиксирующие знания и учебные действия, приобретенные в процессе освоения АДОП «Инклюзивный театр».2. личностные достижения обучающегося, выражающие изменения в эмоционально-волевой и поведенческой сфере.Каждый параметр оценивается по трёхбальной системе:1 балл – навыки и умения на прежнем уровне;2 балла – есть положительная динамика;3 балла – качественное изменение навыка, новое умение.Данные диагностики заносятся в сводную таблицу (приложение 1). Затем считается общий балл. Программный материал считается полностью усвоен, если результаты итоговой диагностики составляет выше 22 баллов, средний уровень освоения программы – выше 14 баллов.Способы проверки ожидаемых результатов: педагогическое наблюдение, практическое задание, выполнение творческих работ.Содержание программы1 год обученияЦель. Развитие мелкой моторики через продуктивные виды деятельности и формирование коммуникативных навыков посредством театрально-речевой деятельности.Задачи обучения.1. Дать представление о театре, познакомить с возможными действиями кукольного и пальчикового театра.2. Учить правильно пользоваться инструментами: ножницами, клеем, кисточками и т.д., изготавливать реквизит для пальчикового театра, соблюдая технологию.3. Учить разыгрывать сюжеты сказок, используя изготовленный реквизит.4. Развивать мелкую моторику (сила, скорость, точность движений).5. Развивать речь через заучивание стишков, потешек, отрывок сказок и т.д.6. Формировать поведенческие навыки: адекватно вести себя на занятии, самостоятельно регулировать своё поведение, умение сдерживаться; не отвечать отрицательной эмоцией на отрицательную.7. Воспитывать личностные качества: доброжелательность к окружающим; сосредоточенность; усидчивость.Планируемые результаты освоения модуляОбучающийся предположительно будет знать:- правила поведения на занятиях;- правила работы с инструментами;- отличие пальчикового театра от кукольного.Предположительно будет уметь:- наклеивать детали в определённой последовательности;- изготавливать поделки из фетра героев сказок для пальчикового театра;- проиграть разученный сюжет с помощью пальчикового и кукольного театра;- правильно пользоваться инструментами в работе (клей, ножницы, кисточки);- распознавать и соответственно реагировать на музыкальные формы: марш, песня, танец.- контролировать своё поведение на занятии и в социуме, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила;- отличать одну эмоцию от другой, пытаться проиграть её;- исполнять песенки, характерные для образа движения;- контролировать своё поведение на занятии и в социуме, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила;- взаимодействовать в коллективе со взрослыми и сверстниками.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСодержание программыВводное занятие (2 часа) Теория. Практика. Игры на знакомство.Театральная мастерская (28 часов) Теория. Правила безопасности при работе с клеем, ножницами. Порядок выполнения работы. Правила вырезания и наклеивания деталей. Свойства гуаши. Правила рисования фломастерами и карандашами. Практика. Изготовление из фетра персонажей сказки. Раскрашивание героев и сюжетных картинок, отображающих сюжет сказок. Закрепление образа героев сказки через аппликацию.Ритмопластика (28 часов) Теория. Гигиена выполнения упражнений. Понятие ритма и темпа. Мажорная и минорная музыка. Практика. Упражнения на укрепление мышц и развитие координации движений. Упражнения на создание образов с помощью жестов и мимики. Упражнения на развитие чувства ритма и быстроты реакции. Развитие умений владеть своим телом, работа с различными группами мышц. Создание образов с помощью жестов и мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции. Развитие музыкального слуха. Музыкальная координация. Дыхательная гимнастика. Музыкальные игры. Дыхание.Игротека (28 часов) Теория. Виды игр. Правила игры. Настольные игры. Дидактические игры. Театр теней. Театральная кукла. Кукла марионетка.Практика. Чтение художественной литературы. Обыгрывание образов. Отработка образов через настольные и дидактические игры. Проигрывание ролевой игры «Внучка в деревне у бабушки с дедушкой».Играем в театр (28 часов) Теория. Что такое сцена. Актёр и зритель. Правила поведения в театре. Правила выступления. Практика. Работа над дикцией, артикуляцией. Гимнастика для губ, щёк. Заучивание слов основных героев сказок. Обыгрывание сказок «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка». 6. Мир эмоций (28 часов)Теория. Эмоции положительные (хорошие): радость, веселье, удивление. Отрицательные (плохие) эмоции: злость, гнев, страх. Эмоции настроения: грусть, огорчение. Поведение.Практика. Этюды на проигрывание эмоций. Игры. Упражнения. Беседы.7. Итоговое занятие (2 часа)Теория. Беседа «Играем в театр».Практика. Игры. Показ сказки родителям.2 год обученияЦель. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка с ОВЗ и формирование коммуникативных навыков, способствование социализации через совместный с детьми с нормой в развитии показ кукольных спектаклей.Задачи обучения: 1. Продолжать формировать представление о видах театра, познакомить с кукольного театра.2. Учиться разыгрывать сюжеты сказок, используя куклы би-ба-бо.3. Продолжать учить распознавать и изображать эмоции, управлять собственными.4. Продолжать развивать речь и коммуникативные навыки посредством театральной и игровой деятельности.5. Способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.6. Развивать у детей способность к самостоятельной и коллективной творческой деятельности.7. Формировать поведенческие навыки: адекватно вести себя на занятии, самостоятельно регулировать своё поведение, умение сдерживаться; не отвечать отрицательной эмоцией на отрицательную.8. Воспитывать личностные качества: доброжелательность к окружающим; сосредоточенность; усидчивость.Предполагаемые результаты освоения ПрограммыК целевым ориентирам относятся следующие характеристики возможных достижений.Обучающийся будет знать:- правила общения и взаимодействия;- содержание сказок для постановки кукольного спектакля;- знать действии с куклами би-ба-бо.сможет:- работать с куклой би-ба-бо на ширме и без неё;- проиграть разученный сюжет с помощью куклы;- отличать одну эмоцию от другой, пытаться проигрывать их;- изображать знакомый образ с помощью движений, эмоций, мимики и жестов;- контролировать своё поведение на занятии и в социуме, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения и общения;- взаимодействовать в коллективе со взрослыми и сверстниками.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1. Вводное занятие (2 часа)Теория. Правила поведения на занятиях. Пальчиковая кукла. Кукла би-ба-бо.Практика. Игры.2. Мир эмоций (35 часов)Теория. Эмоции положительные (хорошие): радость, веселье, удивление. Отрицательные (плохие) эмоции: злость, гнев, страх. Эмоции настроения: грусть, огорчение. Поведение.Практика. Беседы о настроении. Этюды на проигрывание эмоций. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы: «Холодно – тепло», «Маски», «Театр», «Угадай эмоцию на ощупь», «Где мои ребятки», «Доброе животное». Игры на снятие эмоционального напряжения, раскрепощения. «Тихое море». «Раз, два, три…», «Сердитый гусь», «Мишка». Обыгрывание эмоции.3. Ритмопластика (35 часов)Теория. Гигиена выполнения упражнений. Понятие ритма и темпа. Мажорная и минорная музыка.Практика. Упражнения на укрепление мышц и развитие координации движений. Упражнения на создание образов с помощью жестов и мимики. Упражнения на развитие чувства ритма и быстроты реакции. Развитие умений владеть своим телом, работа с различными группами мышц. Создание образов с помощью жестов и мимики. Развитие музыкального слуха. Музыкальная координация. Дыхательная гимнастика. Музыкальные игры на развитие чувства ритма.4. Игротека (35 часов)Теория. Что такое сцена. Актёр и зритель. Правила поведения в театре. Правила выступления. Проигрывание знакомых сказок. Придумывание собственных ситуаций. Проигрывание социально-бытовых этюдов. Сюжетно-ролевые игры. Практика. Работа над дикцией, артикуляцией. Гимнастика для губ, щёк. Пальчиковая гимнастика. Коммуникативные игры «Покажи чувства руками», «Я могу!», «Кто пришёл к нам в гости?», «Разговор через стекло», «Зеркало», «Волшебные водоросли». Этюды. Пальчиковые игры. Игры – импровизации «Давайте хохотать», «Расскажи стихи руками», «Кто как считает», «Самолет», «Сердитый гусь».5.Играем в кукольный театр (35 часов)Теория. Что такое кукольный театр. Какие бывают куклы. Правила выступления. Проигрывание кукольных спектаклей. Придумывание собственных ситуаций. Практика. Работа над дикцией, артикуляцией. Гимнастика для губ, щёк, языка. Пальчиковая гимнастика. Заучивание слов основных героев сказок. Постановка кукольных спектаклей по сказкам «Зайкина избушка»; «Маша и медведь»; «Котофей Иванович»; «Кот, петух и лиса»; «Вершки-корешки».6. Итоговое занятие (2 часа)Теория. Зритель.Практика. Показ спектакля зрителям.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙКадровое обеспечение.Программу реализует педагог с соответствующим профилю программы образованием. Для продуктивности обучения программу должны реализовывать два специалиста: педагог-дефектолог и педагог-театр/педагог-музыкант.Календарный планУчебный план содержит темы занятий, которые составляют программное содержание.Материально-техническое оснащениеДля реализации программы необходимо иметь материал для творчества и рабочий материал.Для учебного процесса следует иметь игровой набор кукольного театра; игровой набор фигурок для театра на фланелеграфе.Для занятий ритмопластикой необходим спортивный инвентарь: коврик, обруч, мяч.Для более успешного учебного процесса рекомендуется использовать технические средства обучения: аудио-видеоаппаратуру, мультимедийный проектор.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Н. В. Бабкина. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 143 с. Баряева, Л.Н., Театрализованные игры: занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.Н. Баряева, И.С. Вечканова. – CПб.: Союз, 2001. – 310 с. Бурдина, В.Г. Нейропсихологический подход к развитию чувства ритма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В.Г. Бурдина. – М.: Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – №2. – С. 71-75. Йенни, П. Техники рисования: Тренируем восприятие и осваиваем интуитивное рисование [Текст] / П. Йенни [пер. А. Васильева] –Екатеринбург: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 168 с. Иовчук, Н. М. Вопросы психического здоровья детей и подростков [Текст] / Н. М. Иовчук. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 144 c. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере [Текст] / И.В. Ковалец. – М.: Владос, 2003. – 136 с. Токарева, С.И. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет [Текст]: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С. И. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 171 с. Леонова, Н.Н. Творческое развитие детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности [Текст]: Методическое пособие. ФГОС / Н.Н. Леонова. – СПб.: Детство-Прес, 2020. – 80 с. Медведева, Е.А. Познание мира культуры ребёнком с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.А. Медведева. – М.: Юрайт, 2018. – 82 c. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями [Текст] / О.А. Степанова. – М.: Академия, 2003. – 270 c. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст]: Кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с. Танцюра, С.Ю. Кононова, С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ [Текст] / С. Ю. Танцюра. С.И. Кононова – М.: ТЦ Сфера, 2017– 64 c. Шашкина, Г.Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика [Текст] / Г.Р. Шашкина. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с. Щенникова, О.Г. Социализация детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии [Текст] / О.Г. Щенникова. – М.: ИД «Первое сентября», 2007. – 130 с. Яковлева, Г.В. Андрющенко, Е.В. Организация игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Г.В. Яковлева. Е.В.Андрющенко. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 136 с. Электронные ресурсыБелишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей / А. А. Белишина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 49 (183). – С. 332-334. – URL: (дата обращения: 19.10.2022). Кофанова, Е. П. Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Кофанова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 296-299. (дата обращения: 29.08.2022). Кулганов, В. А. Арт-терапевтическая программа в системе психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. А. Кулганов, Е. В. Раева, А. В. Киселева, Ю. В. Толстикова // Дошкольная педагогика. – 2018. – №5. – С. 4-7. (дата обращения 04.09.2022) Родионова, Ю. Н. Фонетическая ритмика и логофоноритмика как нетрадиционные методики проведения логопедических занятий [Текст] / Ю. Н. Родионова // Современный детский сад. – 2018. – №1. – С. 44-46. (дата обращения 20.08.2022) Литература для родителей и обучающихсяАнтипина А.Е. Театрализованные представления в детском саду. М., 2010. Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб., 2002. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. СПб., 2007. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь, 2006. Русские народные сказки: читаем сами [Текст] М.: , 2016. Электронные ресурсыРусские народные сказки. Мишкина книжка. Более 100 сказок с картинками. (дата обращения 17.10.2022)Приложение 1.Мониторингдинамики усвоения учебного материалаадаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Инклюзивный театр»Приложение 2.Календарный учебный график1-го года обученияКалендарный учебный график2 год обучения