Публикации Методическая разработка "Методика обучения технике защиты в баскетболе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Методика обучения технике защиты в баскетболе"
Автор: Мельник Ольга Леонидовна

Методическая разработка «Методика обучения технике защиты в баскетболе»Мельник Ольга Леонидовна, учитель физической культуры, первая квалификационная категория, МБОУ СОШ ссиновка, с.Осиновка, Михайловский район, Приморский край, РФ
  • Краткая аннотация работы:
  • В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи.В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом является защита. Поэтому работа актуальна для начинающих учителей.2.Содержание2.1Введение2.2 Амплуа игроков2.3 Методика обучения технике защиты2.4 Обучение игровым приемам защиты2.5. Стойки и передвижения защитника2.6. Приемы противодействия и овладения мячом2.7 Заключение3. Список литературыВведениеБаскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизмаакое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях.АМПЛУА ИГРОКОВДля достижения успеха необходимы согласованные действия всех команд, подчинение своих действий общей задаче. Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:Центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием.Баскетболистам различных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны  хорошо  ориентироваться в интервалах 5-10 с,  что связано сорганизацией игры, центровые - в интервале 3с, отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - в течение 1с-наиболее устойчивом интервале броска.Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях. Для оценки психофизиологических функций, определяющих успешность игровой деятельности баскетболистов, используют методы исследования быстроты и точности двигательных действий, а также объем, распределение и переключение внимания и т.д. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЗАЩИТЫ Обучение игровым приемам защитыПриемы игры в защите направлены на противодействие нападающей команде. Основная цель игры в защите — прервать атаку соперника и овладеть мячом до его броска в корзину. Защитник должен постоянно стремиться занять необходимую позицию для предотвращения выхода нападающего к щиту или на выгодное для развития атаки место. Не менее значимо также умение игрока препятствовать передачам и ловле мяча, ведению и броскам мяча. Соответственно технику защиты подразделяют на две основные группы: 1) техника передвижений; 2) техника противодействия и овладения мячом.Обучение технике защитной стойки и передвижений следует начинать параллельно с изучением техники игры в нападении. Необходимо добиваться умелой позиционной игры защитника, т. е. развивать его способность занимать нужную по игровой ситуации стойку и хорошо маневрировать, выбирая наиболее рациональные в данный момент способы передвижений. Кроме того, стойки и передвижения в защите используют непосредственно в процессе обучения действиям в нападении. Благодаря включению этих элементов техники защиты в задания для совершенствования ловли и передач мяча, ведения и бросков мяча занимающиеся учатся преодолевать пассивное, а затем активное противодействие соперников.Активным приемам противодействия и овладения мячом обучают по мере усвоения учащимися конкретных приемов нападения, руководствуясь положением о том, что созидательная деятельность всегда отличается большей сложностью по отношению к разрушительной. К тому же технический арсенал нападающего значительно шире и разнообразнее, чем защитника. А приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны в различных игровых ситуациях при старательном и правильном их выполнении.Следовательно, обучению контрприемам должно предшествовать усвоение занимающимися основ техники нападения. Только уверенное, безошибочное исполнение отдельных действий нападающим дает педагогу право перейти к обучению адекватным приемам активного противодействия со стороны защитника. В связи с этим целесообразно обучать:
  • вырыванию мяча после освоения держания и ловли;
  • выбиванию мяча после освоения ловли, передач и ведения;
  • перехватам мяча после освоения ловли, передач и ведения;
  • накрыванию и отбиванию мяча после освоения бросков;
  • взятию отскока (овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите после освоения бросков и добивания.
  • Такая последовательность обучения приемам защиты соответствует содержанию, структурным особенностям и самой логике игры в баскетбол. Она позволяет постепенно подвести занимающихся к эффективному использованию всего приобретенного ими технического арсенала в условиях игрового соревновательного противоборства.3.2. Стойки и передвижения защитникаСтойки защитникаСтойка баскетболиста в защите — это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных действий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим намерениям нападающего. Разнообразие игровых ситуаций диктует существование нескольких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположении и работе ног и рук.В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с параллельной постановкой стоп (параллельная); стойка с выставленной вперед ногой и закрытая стойка.Стойка защитника с параллельной постановкой стоп (параллельнаяприменяется для опеки нападающего с мячом или без мяча дали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия корзины, а также при сопровождении перемещения соперника поперек площадки. Характерными для этой стойки являются расположение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разворотом носками наружу и выставление в стороны - вниз незначительно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределена на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положение головы и спины выпрямленное.Стойка защитника с выставленной вперед ногой применяется при опеке игрока, владеющего мячом, и предназначена для предотвращения броска или прохода под щит.В и. п. игрок занимает позицию между соперником и щитом. Одна нога, почти выпрямленная, выставляется вперед с постановкой стопы прямо (носком вперед), одноименная рука вытягивается вперед-вверх, предупреждая ожидаемый бросок.Сзадистоящая нога акцентирование согнута и ставится с разворотом стопы носком наружу, а одноименная ей рука выставляется полусогнутой в сторону-вниз для противодействия ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Масса тела располагается преимущественно на сзадистоящей ноге. Голова поднята, взгляд направлен вперед. Спина прямая.Закрытая стойка  применяется при активных формах защиты и отличается от других видов стоек близким расположением защитника лицом к нападающему, выставлением вперед ближней к мячу ноги сбоку на уровне ног соперника и активным вытягиванием вперед одноименной руки для пресечения возможной передачи. Другой полусогнутой рукой игрок контролирует расположение нападающего для своевременного предотвращения его маневра. При этом он постоянно должен держать в поле зрения мяч и опекаемого игрока, находиться в устойчивом положении на согнутых, пружинящих ногах.Обучение стойкам защитника.
  • Объяснение и показ.
  • Повторное выполнение разновидностей стоек на месте.
  • То же, но по сигналу педагога после бега или прыжков на месте.
  • То же, но после семенящего бега на месте в параллельной стойке с максимальной частотой и ударным характером беговых шагов.
  • То же, что в упр. 2, но после перемещений заданным способом и остановок произвольным способом в указанных точках площадки.
  • То же, что в упр. 4, но после перемещений с изменением направления движения и в сочетании с выполнением разновидностей остановок по звуковому или зрительному сигналу.
  • Выполнение разновидностей стоек для обозначения условного защитника при изучении ловли, передач, ведения и дистанционных бросков мяча.
  • Эстафеты и подвижные игры, включающие выполнение изучаемых стоек в и. п., в конце перемещений по сигналу водящего или педагога.
  • Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими действиями в защите в ситуации численного меньшинства перед нападающими: игровые упражнения 1 х 2, 1 х 3, 2 х 3 и т.п.
  • То же, что в упр. 8, но в ситуации численного равенства защитников и нападающих в условиях игрового противоборства: 1 х 1, 2x2, Зх 3 и т.п.
  • Вариативное выполнение разновидностей защитных стоек в сочетании с приемами противодействия и овладения мячом (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.
  • Основные ошибки при выполнении стоек защитника.
  • Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с выставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впереди-стоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз.
  • Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близкое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стоп по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед ногой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзадистоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке — не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу.
  • Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свободы маневренности.
  • Нерациональное расположение туловища и головы: туловище вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), голова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и головы находится за пределами точек опоры.
  • Опущен взгляд, или повернута в сторону голова: защитник не контролирует игровую ситуацию.
  • Разновидности передвижений в защитеХарактер и направление передвижений в защите преимущественно зависят от действий нападающего. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных действий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передвижений в защите становится возможным диктовать (провоцировать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям. Следовательно, можно говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определенным образом.В защите используют все способы передвижений, которые применяют при нападении: разновидности ходьбы и бега, остановок, поворотов, прыжков. Соответственно нет принципиальных различий и в технике их исполнения. Ходьбу и медленный бег применяют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной вперед — при переходе от нападения к защите; рывки — при стремительной атаке соперника или для максимально быстрого восстановления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Перечисленные способы передвижений защитник чередует с остановками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толчком одной или двумя ногами используются при попытках воспрепятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите.Специфическими в арсенале техники защитника являются передвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок. Приставные шаги используют как в параллельной стойке защитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставленной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем Направлении для накрывания броска или противодействия проходу нападающего. Особенность передвижений приставными шагами заключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых ногах, мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгиваний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения нога, а затем скользящим переступанием приставляется другая. Защитник после каждого приставного шага приходит в устойчивое исходное положение. Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игроку оперативно переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Он используется для быстрой смены позиции в ответ на перемещение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершающему проход нападающему (без нарушения правила блокировки). Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без значительных колебаний положения общего центра тяжести. Защитник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновенно переносит массу тела на переднюю часть ближней к направлению перемещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В безопорной фазе он совершает скрестное движение дальней к направлению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставляет толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным расположением стоп). Не менее эффективно применение скрестного шага-скачка в движении, когда ему предшествуют передвижения защитника приставными шагами.Первостепенное внимание следует уделять овладению техникой передвижений приставными шагами, которые составляют основу действий защитника.Обучение передвижениям приставными шагами.
  • Объяснение и показ.
  • Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).
  • Выполнение разновидностей приема в целом при прямолинейном движении.
  • То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение.
  • То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и т. п.).
  • То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.
  • То же, но по звуковым и зрительным сигналам.
  • То же, но с изменением скорости перемещений.
  • Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения.
  • Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой.
  • Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча с мячом.
  • То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1x1 в коридоре», «2х1 по всей площадке» и т.п.
  • Выполнение разновидностей приема в различных сочетаниях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т.п.
  • То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.
  • Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.
  • Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.
  • Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.
  • Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.
  • Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.
  • Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему.
  • Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую.
  • 3.3. Приемы противодействия и овладения мячомК технике противодействия и овладения мячом относятся: вырывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.Вырывание мячаВырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходящим для этого считается момент опускания мяча вниз после овладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении.Обучение вырыванию мяча.
  • Объяснение и показ.
  • Выполнение приема при пассивном сопротивлении соперника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте.
  • То же, но после совершения нападающим поворота или поворотов на месте.
  • То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим:
  • после обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча;
  • после собственного подбрасывания мяча нападающим вверх над собой, ловли его в прыжке и опускания до уровня груди или пояса;
  • после отскока мяча, предварительно направленного игроком в щит;
  • после прекращения игроком ведения мяча;
  • после передачи мяча партнером по заданной траектории нападающему, стоящему на месте или совершающему остановку.
  • Вырывание мяча из рук соперника при его активном противодействии: в и. п. оба игрока обхватили мяч в положении стоя, стоя на коленях или сидя на полу и т. п.
  • То же, но в и. п. мяч лежит на площадке между двумя игроками: по сигналу педагога они стремятся обхватить и вырвать его друг у друга.
  • То же, но после рывка на 3 — 5 м из различных и. п. (стоя, сидя, лежа на полу и т. п.) для овладения летящим или катящимся мячом.
  • Борьба за мяч без ограничений активности после ловли его нападающим (мяч передается партнером) и обхвата защитником, выскочившим из-за спины соперника.
  • То же, но после последовательного или одновременного обхвата мяча двумя игроками при отскоке от щита (мяч в щит посылает третий игрок или педагог).
  • Выполнение приема в целом с последующим после овладения мячом переходом к заданным нападающим действиям: передаче партнеру в отрыв, дистанционному броску по корзине, проходу-броску и т.д. (по мере освоения техники игры).
  • То же, но в подвижных играх: «Борьба за мяч без правил», «Регби по упрощенным правилам» и т. п.
  • Воспроизведение вырывания мяча в условиях игрового противоборства.
  • Основные ошибки при выполнении вырывания мяча.
  • Плохой обхват мяча, осуществляемый одними пальцами без участия предплечий.
  • Отсутствие вращения мяча вокруг горизонтальной оси после его обхвата.
  • Недостаточно активный поворот туловища для овладения мячом.
  • Медленный переход к нападающим действиям после овладения мячом благодаря вырыванию.
  • Выбивание мячаВыбивание мяча — один из наиболее часто используемых приемов при игре в защите, позволяющий с большой эффективностью овладеть мячом. Особую значимость данный прием приобрел в современном баскетболе в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении выбивания мяча контакт с рукой нападающего. Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как правило, после активного противодействия владению мячом за счет неглубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно ви.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удобный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу кистью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным принято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании. Прием изучается после обучения ловле мяча двумя руками на месте и в прыжке, а также разновидностям передач.Выбивание при ведении мяча требует умения защитника оттеснить нападающего к боковой линии, подстроиться ему за спину, набрав ту же, что и он, скорость, и, определив ритм ведения, выбить мяч сзади ближайшей к сопернику рукой в момент поднимания его после отскока. Очень результативно выбивание мяча сзади в начальный момент ведения.Выбить мяч можно и сбоку по отношению к сопернику ближайшей к нему рукой, передвигаясь на одинаковой с ним скорости. При этом также необходимо предварительно направить дриблера вдоль боковой линии и сравняться с ним в быстроте перемещения.Баскетболисты высокого уровня мастерства способны выбить мяч, находясь перед нападающим. Это достигается за счет взрывного движения ближней к мячу рукой после неожиданного выпада.Разновидности выбивания мяча после ведения изучаются по мере освоения в достаточной степени техники ведения мяча. Обучение выбиванию мяча из рук соперника.
  • Объяснение и показ.
  • Выбивание мяча снизу и сверху из рук неподвижно стоящего нападающего.
  • То же, но в момент ловли мяча нападающим от партнера на месте.
  • То же, что в упр. 2, но после активных выпадов и перемещения в сторону мяча в ответ на его укрывание нападающим в заданном направлении.
  • То же, но после поворотов нападающего на месте в указанном направлении и с заданной амплитудой.
  • Выполнение приема в момент ловли мяча нападающим в движении.
  • Выполнение приема в момент опускания мяча нападающим вниз после его ловли в прыжке:
  • после собственного подбрасывания мяча вверх над головой;
  • после навесной передачи партнера;
  • после передачи-отскока мяча от щита.
  • Выполнение приема в ситуации группового отбора: 2х1 и 3x1.
  • Многократное выполнение приема в подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», «10 передач» и т.п.; по команде педагога: «Замри!» — игрок с мячом прекращает движение и лишается права передавать его партнерам по команде, но может выполнять повороты на месте.
  • То же, но при неограниченной активности нападающих и защитников.
  • Выполнение разновидностей приема с последующим овладением мячом и переходом к нападающим действиям (по мере освоения техники игры).
  • То же, но в условиях игрового противоборства в тренировочных упражнениях и учебных играх.
  • Обучение выбиванию мяча при его ведении.
  • Объяснение и показ.
  • Выполнение приема на месте из-за спины нападающего в момент выпуска им мяча.
  • Выполнение приема из-за спины и сбоку от нападающего после одноударного ведения мяча на месте.
  • То же, но после многоударного ведения мяча нападающим на месте.
  • Выполнение приема в целом в условиях противоборства 1 х 1 на ограниченном участке площадки: в центральном круге или в полукругах области штрафного броска в заданных ситуациях:
  • - защитник противодействует дриблеру;-дриблер противодействует дриблеру, стремясь выбить мяч упротивника и сохранить свой.
  • То же, но в условиях противоборства на ограниченной площади нескольких дриблеров: выбей мяч у соперника и сохрани свой.
  • Повторное выполнение разновидностей выбивания при передвижении дриблера и защитника вдоль площадки в коридоре шириной 2 —3 м:
  • нападающий передвигается ходьбой;
  • нападающий передвигается медленно бегом;
  • нападающий варьирует скорость передвижений.
  • То же, но при активном противоборстве с установкой защитнику: «Направь дриблера!» — защитник, передвигаясь зигзагообразно от линии к линии по всей длине коридора, стремится остановить проход нападающего и выбить у него мяч; в случае успешного выбивания мяча игроки меняются ролями и продолжают перемещение в заданном направлении.
  • Выполнение разновидностей приема с последующим овладением мячом и переходом к атакующим действиям в тренировочных упражнениях и в условиях игрового противоборства.
  • Основные ошибки при выполнении выбивания мяча. Из рук соперника.
  • Пассивное и. п. защитника: прямые ноги, опущенные руки — отсутствие предпосылок для результативного воспроизведения приема.
  • Медленные действия защитника: запаздывание с началом движения на выбивание — нападающий успевает укрыть мяч после его ловли.
  • Незначительная активность защитника или прямолинейность (бесхитростность) его движений, предшествующих выбиванию мяча, — нападающий имеет достаточно времени для выбора рационального дальнейшего действия.
  • Медленное и мягкое ударное движение по мячу — нападающий сохраняет контроль над мячом или успевает среагировать на выбивание, и удар защитника приходится по рукам (фол).
  • При ведении мяча.1. Нерациональное и. п.:
  • прямые ноги в защитной стойке на месте или при перемещении: защитник не успевает подстроиться к нападающему;
  • слишком близкое расположение от нападающего: защитник упускает дриблера в момент начала его прохода с ведением.
  • Попытка выбивания мяча дальней от него рукой.
  • Слишком медленное и мягкое движение рукой при выбивании: игра не в мяч, а в руку — фол.
  • Перехват мячаПерехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении. Успешность перехвата мяча при передаче во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника.Нападающий облегчает задачу защитнику, если ожидает посланный ему мяч на месте. В данном случае достаточно из закрытой стойки сделать шаг дальней от мяча ногой, оставляя за спиной соперника, и поймать мяч.Защитник, владеющий достаточной реактивностью, может спровоцировать необходимую ему для перехвата передачу. Для этого он умышленно отдаляется от нападающего на 1 — 2 м, как бы притупляя его бдительность, и, находясь на согнутых ногах, смещается немного в сторону мяча, внимательно наблюдая за мячом и соперником периферическим зрением. Чтобы успешно осуществить защитное действие, важно мгновенно среагировать на выпуск мяча и резко броситься к нему. Особенно удобны для перехвата мяча длинные поперечные или продольные передачи.Прием изучается после овладения техникой ловли и передач мяча на месте и в движении.Перехват мяча при ведении — более сложный по координации движений прием. Поравнявшись с нападающим сбоку, необходимо подстроиться к его ритму и скорости ведения мяча. Затем за счет неожиданного, мгновенного выхода из-за спины соперника защитник принимает отскакивающий мяч на кисть ближайшей к нему руки и, изменив направление движения, продолжает начатое им ведение мяча.Эту разновидность перехвата следует изучать, когда занимающиеся освоили ведение мяча.Обучение перехвату мяча при его передаче.
  • Объяснение и показ.
  • Повторное реагирование на перемещение мяча сменой защитной позиции:
  • при опеке игрока на стороне мяча;
  • при опеке игрока на дальней от мяча стороне.
  • 3. Выполнение приема после заранее заказанной слабой передачи нападающего при держании игрока в различных позициях иситуациях:
  • нападающий ожидает передачу на месте;
  • нападающий начинает движение навстречу мячу.
  • То же, но при передачах в паре заданным способом на месте и в движении.
  • То же, но в сочетании с последующим выполнением атакующих действий (по мере их освоения) в заданиях комплексного характера.
  • Выполнение приема в целом в подвижных играх: «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему» и т.п.
  • То же, но в игровом упражнении «1x1 с промежуточным»: защитник противодействует нападающему в заданной позиции; нападающий, передав мяч промежуточному игроку (стоящему на месте третьему игроку), стремится освободиться от опеки и получить обратную передачу; получение обратной передачи или перехват мяча дает 1 очко; игра ведется до 5 очков с последующей сменой функций игроков.
  • Выполнение разновидностей приема в сочетании с последующими атакующими действиями в условиях игрового противоборства: 2х2, 3х3 и т.д.
  • То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.
  • Обучение перехвату мяча при его ведении.
  • Объяснение и показ.
  • Выполнение приема на месте после одноударного ведения нападающего из положения стоя сбоку от него.
  • То же, но после многоударного ведения нападающего на месте.
  • Выполнение приема по ходу сопровождения дриблера, передвигающегося ходьбой.
  • То же, но при передвижении нападающего, ведущего мяч, бегом с заданной скоростью и в заданном направлении.
  • То же, но в сочетании с атакующими действиями после овладения мячом (по мере освоения техники нападения).
  • Выполнение приема в целом в подвижных играх и игровых заданиях, включающих противоборство защитника и дриблера.
  • То же, но в сочетании с последующими атакующими действиями в условиях игрового противоборства: 1x1, 2x2, 3х3 и т. д.
  • Выполнение разновидностей данного приема в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.
  • Основные ошибки при выполнении перехвата мяча. При передаче мяча.1. Неэффективная стойка защитника: опущены голова, руки;выпрямлены ноги, сильно наклонено вперед туловище.2. Неправильная занимаемая защитником позиция:- игрок не перекрывает линию возможной передачи при опеке нападающего на стороне мяча;- игрок находится на линии передачи, слишком далеко от нее или за пределами игрового защитного треугольника при опеке игрока на дальней стороне от мяча.3. Потеря контроля над игровой ситуацией: защитник поворачивается затылком к мячу или к нападающему, т. е. упускает из виду подопечного или мяч.4. Несвоевременное начало движения на перехват: ранний илипоздний старт к мячу.5. Отсутствие опережающего соперника движения туловищем ипрямыми руками для овладения мячом.6. Медленный переход к дальнейшим действиям в нападениипосле овладения мячом.При ведении мяча.1. Защитник уступает дриблеру в скорости движения и при попытке перехвата сталкивает его — фол.2. Попытка овладеть мячом дальней от нападающего рукой ведет также к столкновению и персональному замечанию.3. После овладения мячом защитник не изменяет направления движения или останавливается: создается угроза обратного выбивания мяча соперником сзади или сбоку; тормозится развитие атаки.Накрывание и отбивание мяча при броскеНакрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спереди и сбоку от нападающего. Для эффективного выполнения приема защитнику требуется выбор правильной позиции, состояние стартовой готовности его ног и рук: своевременное выпрыгивание и владение достаточно высоким прыжком в сочетании с рациональным движением рук.Реагировать на начало броска следует по резкому выпрямлению ног соперника в коленных суставах. Своевременно выполненный высокий прыжок позволяет защитнику опередить нападающего. Вытянув максимально вверх руку, он накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим и тем самым накрывает бросок. Необходимо избегать замаха руки и ее опускания вперед.Отбивание мяча при броске — также эффективное противодействие броску. Успешность его выполнения требует от защитника мобилизации внимания, проявления быстроты реакции и скорост-но-силовых качеств.Главное отличие в технике выполнения данного приема по сравнению с накрыванием состоит в том, что контакт кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг еще высшей точки своей траектории. Таким образом защитник движением кисти изменяет направление полета мяча. Этот защитный прием выглядит особенно эффектно, но требует достаточной скоростно-силовой подготовленности, интуиции и хорошо развитого чувства мяча.Приемы противодействия броскам изучаются после обучения занимающихся разновидностям бросков с места, в движении и в прыжке.Обучение накрыванию и отбиванию мяча при броске.
  • Объяснение и показ.
  • Многократное отталкивание подвешенного, качающегося, как маятник, мяча в прыжке средней высоты.
  • То же, но в прыжке с максимальным усилием.
  • Накрывание и отбивание мяча из различных и. п. по отношению к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места в медленном темпе.
  • То же, но против бросков мяча с естественной скоростью выполнения.
  • То же, что в упр. 4 и 5, но противодействуя броскам мяча с предшествующими обманными движениями.
  • Выполнение разновидностей изучаемого приема при противодействии способам броска мяча в прыжке с места.
  • То же, но против способов броска мяча в прыжке с предшествующим обманным движением.
  • То же, что в упр. 7 и 8, но после прохода нападающего с ведением мяча, остановкой и броском мяча в прыжке.
  • 10. Выполнение изучаемых защитных приемов при противодействии броску мяча одной рукой сверху в движении:
  • при броске мяча в замедленном темпе после одного шага с места;
  • при броске мяча в замедленном темпе после встречной или поступательной передачи партнера нападающего и последующего двухшажного разбега;
  • при разновидностях броска мяча в движениях, совершаемых с естественной скоростью.
  • 11.Выполнение изучаемых разновидностей противодействияпроходу-броску одной рукой сверху (от плеча, от головы):
  • при броске мяча после одно- и многоударного ведения на месте;
  • при броске мяча после прохода на различной скорости и в разных направлениях по отношению к щиту.
  • Вариативное воспроизведение накрывания и отбивания мяча при выполнении разновидностей бросков мяча с последующим переходом к нападающим действиям в упражнениях комплексного характера.
  • Выполнение разновидностей приемов противодействия броскам мяча в целом в условиях игрового противоборства: 1x1,2x2, 3х3 и т.д.
  • То же, но в подготовительных и учебных играх.Основные ошибки при выполнении накрывания и отбивания мяча при броске.
  • Нерациональное и.п.: игрок находится в параллельной защитной стойке, на выпрямленных ногах или с опущенными руками — затруднено своевременное начало выполнения приема.
  • Защитник не удерживает в поле зрения ноги соперника: возникают сложности при определении момента начала броска.
  • Медленное или слабое отталкивание с носков, а не со всей стопы: не хватает высоты прыжка для эффективного выполнения изучаемого приема.
  • Неправильное движение рукой: вынос ее с замахом, неполное ее выпрямление вверх, опускание руки вперед с активным давлением кистью на мяч — фол при броске.
  • 5. Замедленный переход от защитных действий к нападающим (после результативного накрывания или отбивания мяча при бросках.
  • Взятие отскокаБорьба за отскочивший мяч — неотъемлемый элемент игры в баскетбол. По статистическим данным, в среднем за игру около 50% всех бросков завершаются отскоком мяча от щита или от корзины. Следовательно, успешное освоение техники взятия отскока — овладения мячом в борьбе за отскок на своем щите повышает потенциальные шансы команды на благоприятный исход игрового противоборства с соперниками. Справедливо утверждение: «Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру».Учитывая, что мяч отскакивает от корзины чаще всего не далее 3 м, защитник должен преградить путь своему подопечному как можно дальше от щита. Для этого в момент броска он делает шаг вперед, поворачивается на этой же ноге на 180° так, чтобы спина и разведенные в стороны руки, согнутые в локтях, входили в контакт с соперником и являлись преградой на пути его движения к щиту. Удерживая нападающего в этом положении, защитник переводит взгляд на мяч для определения траектории его отскока.В случае попытки нападающего обойти защитника последний старается оттеснить нападающего, перемещаясь в средней защитной стойке, постоянно сохраняя контакт с туловищем соперника спиной и разведенными в стороны согнутыми руками и преграждая ему путь к мячу.
  • Заблокировав подходы к щиту и определив направление отскока, защитник устремляется к мячу и выпрыгивает максимально высоко толчком одной или двух ног с места, с одного или двух шагов: Руки и ноги во время прыжка широко разведены в стороны, чтобы занять в воздухе как можно большую площадь.
  • Завладев мячом, игрок как бы повисает на нем, после чего резко сгибает руки и туловище вперед, укрывая мяч от соперника.
  • Далее следует приземление на широко расставленные в стороны ноги в готовности начать атаку первой передачей или ведением мяча.
  • Обучение взятию отскока на своем щите.
  • Объяснение и показ.
  • Имитация блокирования пассивного нападающего и овладения мячом при отскоке по зрительному сигналу педагога: поднятый или подброшенный вверх мяч и т. п.
  • То же, но с «вырыванием» подвешенного на амортизаторе мяча.
  • То же, но нападающий обозначает движение на щит в заранее заданном направлении справа или слева от защитника.
  • Овладение отскоком после собственного набрасывания мяча:
  • в верхнюю часть щита с линии штрафного броска;
  • в дальнюю верхнюю часть щита с боковой стороны трехсекундной трапеции (на уровне 2-го усика).
  • 6. Овладение отскоком из различных исходных позиций послебросков мяча с разных точек по отношению к щиту.7. Выполнение отблокирования пассивно обозначающего движение на подбор нападающего с последующим овладением мячом, посланным в верхнюю часть щита третьим игроком.8. То же, но при активном движении нападающего на подбормяча.9. То же, что в упр. 7 и 8, но с последующим началом атакипервой передачей мяча или выводящим ведением мяча.
  • Выполнение приема в целом в условиях активного противоборства «защитник—нападающий» в заданных позициях при бросках в корзину третьим игроком с разных точек по отношению к щиту.
  • То же, но в состязании на результативность действий по овладению мячом в борьбе за отскок.
  • Воспроизведение приема в целом в условиях игрового противоборства: 1х1;2х2;3х3ит.д. — с атакой в одну корзину.
  • 13. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкойпедагога.Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите.
  • Неправильное и. п.: защитник находится за пределами игрового защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечного; располагается не на линии возможного движения нападающего к корзине или стоит на прямых ногах.
  • Переключение внимания защитника на мяч, а не на подопечного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения отблокирования соперника — нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом.
  • Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми руками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке — соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока.
  • Нет встречного движения к мячу после отблокирования нападающего: защитник ждет мяч на месте.
  • После обхвата мяча в воздухе игрок не укрывает его наклоном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником.
  • Приземление на узко или широко расставленные ноги: потеря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших действий.
  • Опускание мяча вниз: существует большая вероятность его потери.
  • После овладения мячом и приземления поворот в середину площадки, а не к ближней боковой линии; задержка первой передачи: срыв быстрой контратаки.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕПостоянное изменение игровых ситуаций требует высокой анализаторной деятельности и быстрого выбора решения. В процессе игры можно получить высокую эмоциональную нагрузку и испытать большую радость и удовлетворение.Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков), сопровождающихся болевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психологическую, физиологическую и двигательную функцию человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, вы получаете благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Баскетбол. Правила соревновании. М., 1996.2. Баскетбол. Справочник. М., 1993.3. Вуден Джон Р. Современный баскетбол. М., 1997.4. Гомельский А. Я. Управление командой в баскетболе. М., 1994.6. Зишн А. М. Детский баскетбол. М., 1998.7. Костин В. На очередное четырехлетие// Спортивные игры. 1994. № 10.8. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетбол. М., 1994.9. Яхонтов Е. Р. Баскетбол для всех. М., 1994.10. Яхонтов Е. Р., Генкин 3. А. Баскетбол. М., 1998.