Публикации Картотека музыкально-дидактических игр в старшей группе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека музыкально-дидактических игр в старшей группе
Автор: Доленко Валерия Валентиновна

1. ТРИ ЦВЕТКАДидактическая игра на определение характера музыкиИгровой материалДемонстрационныйтри цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);• грустная, жалобная;• веселая, радостная, плясовая, задорная.Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.Ход игрыI вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.2. ТРИ МЕДВЕДЯДидактическая игра для развития чувства ритмаИгровой материалДемонстрационныйплоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле,— Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.Ход игрыМузыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? {Дети отвечают.)В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)3. СЛАДКИЙ КОЛПАЧОКДидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материалаИгровой материалДемонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ребенка.Ход игрыДети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯДидактическая игра на определение характера музыкиИгровой материалДемонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.Ход игрыМузыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОРДидактическая игра на усвоение характера музыкиИгровой материалДемонстрационный: фланелеграф, большой светофор.Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.Ход игрыМузыкальный руководитель (показывает большой светофор).Вот горит светофор.С ним, дружок мой, ты не спорь!Что покажет он — узнай,А захочешь — выполняй!Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободное время.