Публикации Статья: «Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры».
Автор: Бажок Юрий Александрович

Статья: «Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры». В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
  • подготовка к процессу физического воспитания;
  • практическая деятельность на уроке;
  • контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.
  • Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:
  • основных, подводящих и специальных упражнений;
  • определение количества повторений каждого упражнения;
  • определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;
  • — выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:
  • целостного учебно-воспитательного процесса;
  • каждого урока.
  • Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:
  • подготовка предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий);
  • подготовка необходимого для урока оборудования и инвентаря.
  • В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:
  • организационные мероприятия на уроке;
  • непосредственно педагогические воздействия;
  • текущий контроль на уроке.
  • Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:
  • построение класса;
  • сообщение учащимся задач урока;
  • проведение перестроений, необходимых для руководства классом;
  • выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами);
  • организация дисциплины;
  • установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;
  • организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;
  • рациональное распределение учебного времени;
  • уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);
  • подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (индивидуального или для всего класса).
  • Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:
  • объяснение учебного материала;
  • показ упражнений;
  • демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п.;
  • непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.
  • Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, запоминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых.Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления.В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово.Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть нес. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (третий этап) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:
  • формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;
  • отбор и последовательное расположение учебного материала;
  • составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;
  • программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.
  • Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:
  • заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;
  • заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;
  • заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;
  • заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;
  • заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;
  • подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);
  • заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;
  • заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;
  • рационально распределять время между отдельными частями урока;
  • переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;
  • подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;
  • оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;
  • рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные) средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры (предметные регуляторы) и т.п.;
  • в процессе урока осуществлять воспитательную работу;
  • в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;
  • соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;
  • координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;
  • предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;
  • развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.
  • Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н.В.Кузьмина, 1970).
  • Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.
  • Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.
  • Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.
  • Высокий (системно-моделирующий) — учитель умеет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.
  • Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.