Публикации Психофизиологические особенности обучающихся с разным уровнем способностей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психофизиологические особенности обучающихся с разным уровнем способностей
Автор: Елена Александровна Галимова

Психофизиологические особенности обучающихся с разным уровнем способностейОдной из наиболее важных проблем коррекционной школы является реализация дифференцированной работы с обучающимися. Особенно нуждаются в дифференцированном подходе школьники с пониженной обучаемостью. Все дети по своей природе разные, одни ученики трудоспособнее по утрам, другие - во второй половине дня; одни нуждаются в четком, пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают самостоятельное обучение, не терпят опеки; одни ученики лучше усваивают материал со зрительной опорой, другие лучше воспринимают материал на слух. Среди обучающихся встречаются такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро забывают выученное. Одни дети могут сосредоточенно работать в течение 20-30 минут, другие отвлекаются уже через 5-10 минут. В результате те ученики, которые могли бы гораздо лучше усвоить материал со зрительной опорой, вынуждены слушать объяснения учителя и тут же отвечать на его вопросы; а те, которые отстают интеллектуально, вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых учеников. Поэтому обучение должно ориентироваться на:
  • Уровень умственного развития.
  • Личностные черты характера.
  • Психофизиологические особенности детей.
  • Уровень умственного развития обычно сочетается с некоторыми личностными чертами характера, которые непосредственно отражаются на развитии ребенка. Я остановлюсь на психофизиологических особенностях учащихся.Согласно исследованиям, наиболее выраженные индивидуальные психофизиологические различия школьников наблюдаются в высшей нервной деятельности (ВНД). Научное объяснение данных различий дал академик Иван Петрович Павлов в учении об основных типах нервной системы. Он выделил четыре основных типа ВНД:I. Сильный, неуравновешенный тип: представители данного типа устойчивы к сильным раздражителям. Увлеченный своими занятиями школьник с сильной нервной системой может спокойно отвлечься от посторонних моментов. Их не отвлекают посторонний шум, разговоры и присутствие других людей. Такие ученики чаще уверены в себе, своих знаниях, возможностях, из-за чего их не смущают неожиданные вопросы со стороны учителя, сверстников, они готовы здесь и сейчас дать ответ на любой поставленный вопрос. однообразная и монотонная работа у таких учеников вызывает неудовольствие, из-за чего на уроке они могут часто отвлекаться на другое «более интересное» занятие или вести беседу с соседом по парте.II. Сильный, уравновешенный, подвижный тип: При обучении такие ученики отличаются легким схватыванием нового учебного материала. Одновременно с этим, у них наблюдается умение быстро выполнять требуемое задание и решать задачи. III. Сильный, уравновешенный, инертный тип: На уроках представитель данного типа ведет себя сосредоточено и тихо. Однако стоит на перемене принять участие в подвижной, шумной игре, так ему сразу же трудно вновь включиться в учебную деятельность. Представители этого типа скрупулёзные, из-за чего часто у них много времени и сил тратится на «мелочи», которые почти не замечают другие обучающиеся. «Инертные» школьники имеют общие черты с «слабыми», а именно они при неожиданном вопросе со стороны учителя не могут дать быстрого ответа, после неудачной формулировки им нужно время на тщательное обдумывание последующего ответа.IV. Слабый тип нервной деятельности: Дети с данным типом высшей нервной системы часто имеют слабую внешнюю выразительность. Для них часто характерно спокойное поведение в школе. На уроках спокойны, нерешительны, малообщительны. На перемене они часто избегают подвижных игр из-за повышенной утомляемости и небольших запасов сил. Для учеников со слабым типом нервной системы характерна быстрая утомляемость, что требует специальной организации учебного процесса со сменой видов деятельности, динамическими паузами.Одним из аспектов дифференцированной работы является ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным нейропсихологическим особенностям. Знание психофизиологических особенностей учащихся и их проявлений в учебной деятельности позволяет заранее предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными для достижения успеха, а в каких могут препятствовать ему. Задача обучения заключается в том, чтобы развить способности каждого ученика. Следовательно, невозможно включать учащихся в работу на основе одинаковых заданий; им необходимо давать задания, приспособленные к уровню их способностей и потенциальных возможностей.В заключение надо сказать, что учителю необходимо знать индивидуальные особенности своих учеников: это дает ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны, а с другой – целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон высших психических функций учащихся. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Правила, которые необходимо соблюдать учителю по отношению к слабым по своим нейродинамическим свойствам ученикам:- По возможности спрашивать учеников в начале урока, а также привлекать к активной деятельности в начале школьного дня.- На уроках стоит избегать ситуаций с неожиданным вопросом.- Помните о уязвимости такого ученика, не стоит подвергать его публичной критике.- После заданного вопроса, учителю стоит давать некоторое время школьнику на подготовку ответа.- При замечаниях в адрес обучающегося, педагогу стоит обращать внимание на тон голоса (в этом случае не должно быть резкого замечания в повышенном тоне).- Не стоит требовать ответов на новый, только что пройденный учебный материал (рекомендуется отложить опрос на следующий урок).- Рекомендуется формировать уверенность в своих знаниях, силах с помощью поощрений в виде отметки или слова.- Чтобы обучающиеся чувствовали себя более уверенно, их стоит вовлекать в широкий круг занятий, одновременно развивая общительность с другими ребятами.- Обязательно учитывайте повышенную утомляемость детей, то есть стоит давать время для отдыха.Правила для учителя при работе с детьми с сильной нервной системой:- На уроке стоит предлагать разнообразные по содержанию задания и упражнения.- При проведении урока стоит исключить однообразную, монотонную работу по шаблону, алгоритму, схеме.- Для быстрого переключения внимания учителю стоит найти соответствующие приемы быстрого вовлечения в учебную работу.- Замечания ученикам рекомендуется делать спокойным, но требовательным тоном.- Рекомендуется разрешать ученику непродолжительные перерывы, смену видов деятельности.- При выполнении монотонной работы учителю стоит давать задания с высоким темпом.- На уроках рекомендуется побуждать учащихся контролировать свою деятельность самостоятельно.- При объяснении нового материала, чаще использовать метод эвристической беседы.- Так как ученики могут быстро справиться с самостоятельной работой, учителю всегда стоит «держать» дополнительные задания.- В процессе урока воспитывать умение «доводить начатое дело до конца», обращать внимание на качество деятельности.- Добиваться умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.- В процессе взаимодействия помнить, что эти дети требуют доброжелательно и одновременного строгого отношения.