Публикации Урок окружающего мира 3 класс, тема:семейный бюджет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок окружающего мира 3 класс, тема:семейный бюджет
Автор: Савватеева Татьяна Ливерьевна

Урок окружающего мира 3 класс Тема: Семейный бюджетЦель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи:1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.3. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету.Ценить труд всех членов семьи.4.Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Познавательные УУД: Формирование  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи.Коммуникативные УУД:формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Регулятивные УУД: самостоятельное  формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации.Личностные УУД:умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.Основные понятия и определенияСемейный бюджет, стипендия, пенсия Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.Ход урока:Прозвенел у нас звонок. Начинается урок. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.Садитесь.Руки? На месте.Ноги? На месте.Локти? У края.Спина? Прямая.На доске эпиграф урока: « Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» ( Б. Ауэрбах)- Объясните значение этого высказывания....- Ребята, давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке ( государственный бюджет)- Что такое государственный бюджет? ( это план расходов и доходов государства)-Откуда государство получает доходы?( из налогов)- Что такое налоги?( отчисления от зарплаты и т.д.)- На что государство расходует полученные доходы? - Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработаем в группах и разгадаем кроссворд: СЛАЙД №2 1) Деньги, которые тратят на те или иные нужды (Расход)2) Стоимость одной вещи (Цена)3) Правила, законы ведения хозяйства(Экономика)4) Особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги (Деньги)5) Что означает в переводе с английского слово БЮДЖЕТ? Это ..............сумка(денежная)Давайте спросим у АЛИСЫ.Слово , которое получилось по вертикали (СЕМЬЯ)- Что такое семья?( группа родственников, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство)- О чём мы будем говорить на уроке ( Семейный бюджет) - Какие цели сегодняшнего урока ..... - Что такое семейный бюджет? - Из чего он складывается ? - Как правильно вести семейный бюджет? СЛАЙД №3- А где это нам может пригодиться? Сейчас мы можем этим воспользоваться?Сценка: (действующие лица: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дед)ПАПА: Семья, радуйтесь, я зарплату получил. Завтра куплю лодку, буду летом рыбу с лодки ловить.МАМА: Ещё чего выдумал. Я уже два года в одной шубе хожу. Мне шуба нужна.СЫН: Мам, пап, если вы не знаете, на что деньги потратить, отдайте мне. Я уже решил. Мне телефон новый нужен.ДОЧЬ: Бабушка, дедушка, а вы что молчите? Вам что нужно? Вот я, например, на свою стипендию куплю новые духи и помаду.БАБУШКА: Внученька, нам ничего не надо. У нас всё есть.ДЕД: Скоро пенсию получим, купим лекарства, продукты и за квартиру заплатим. А больше нам ничего и не надо.- Что за спор вышел у семьи? ( на что потратить деньги)- Что бы вы посоветовали этой семье? ( составить план доходов и расходов) - А откуда могут поступать доходы в семейный бюджет? Давайте посмотрим видео.- Итак, скажите, откуда могут поступать доходы в семейный бюджет: после просмотра видео дети называют, вешаю на доску таблички и по ходу спрашиваю, что обозначают слова( Зарплата, стипендия, пенсия, прибыль, гонорар, проценты, премия, лотерея) - А теперь проведём эксперимент. Но перед работой вспомним правила работы в группе. Посчитайте доход вашей семьи. На столе у вас лежит карточка, где записаны члены семьи и их доход. ( Даётся время на работу)КАРТОЧКА №1СмирновыБабушка Ольга Васильевна работала учителем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 тыс. рублей. Папа - Николай Сергеевич работает инженером. Его заработная плата составляет 40 тыс. рублей. Мама - Ирина Александровна работает продавцом. Её заработная плата составляет 8 тыс. рублей. Младшая дочь Маша учится в третьем классе, а её старший брат Илья учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 3 тыс . рублей.Доход семьи -- Сколько получилось?ФИЗМИНУТКА- А теперь подумайте, на что потратит деньги семья. В других карточках перечислены товары и услуги. Отметьте самое необходимое( 8-9 пунктов)КАРТОЧКА №2- Потом запишите цену выбранных товаров и посчитайте, сколько всего получилось.- А теперь сравним с доходов вашей семьи. Что больше, что меньше, доходы или расходы.- Как же правильно вести семейный бюджет? ( Нужно , чтобы расходы не превышали доходы)- Ребята, а вот семья Максимовых обратилась в «Центр Экономики». Их семейный бюджет несёт катастрофические потери. Что им делать? ( Нужно быть экономным и бережливым)- А что значит ЭКОНОМНЫЙ и БЕРЕЖЛИВЫЙ. Посмотрим в толковом словаре значение этих слов.- А жадный и экономный это слова синонимы, это одно и то же?- Ребята, русский народ давно понял, что нужно быть экономными и бережливыми, поэтому сложил много пословиц и поговорок о бережливости и труде. Давайте вспомним некоторые.( На слайде начало пословицы, а дети договаривают конец пословицы)СЛАЙД: ВСПОМНИ ПОСЛОВИЦУ.- Молодцы, а теперь давайте посмотрим, как вы всё запомнили на уроке. У вас на столе есть тест. Ответьте на несколько вопросов.Тест «Семейный бюджет»- Проверим.- А теперь вернёмся к целям нашего урока. СЛАЙД №3- Достигли ли мы поставленных целей? Узнали? - Зажмите руку в кулак и …Кому было интересно – разогните мизинец,Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)Кто помогал работать другим – указательный,Кому понравился урок – большой.- Сколько пальцев разжали( 5), такая вам сегодня оценка за урок. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Пересказ параграфа в учебнике