Публикации Интегрированный урок «Минеральное питание растений и почвы Ростовской области»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок «Минеральное питание растений и почвы Ростовской области»
Автор: Орлова Ольга Владимировна

Автор: Орлова Ольга Владимировна,учитель биологиии химии Ростовской-на Дону санаторной школы-интерната,Таганрогский филиал6 класс.Тема: «Минеральное питание растений и почвы Ростовской области» Тип:Интегрированный урок с элементами практикума. Изучение нового материала по географии, повторение изученного по биологии, актуализация знаний по природоведению.Цели:
  • Формирование представления о минеральном питании растений и почвах родного края
  • Развитие творчества учащихся, логического мышления
  • Воспитание толерантности, коммуникативных качеств у учащихся
  • Оборудование:
  • Источники с информацией по теме урока – учебники, дополнительная литература
  • Физическая карта Ростовской области
  • Географические атласы Ростовской области
  • Ход урока.1.Актуализация знаний, объяснение сути предстоящего, определение понятия «интегрированный урок», обозначение целей урока.2.Повторение по биологии:
  • Что вы знаете о минеральном питании растений?
  • Могут ли растения использовать минеральные соли в нерастворенном виде?
  • Как растворы минеральных солей попадают в корень?
  • Что такое корневое давление?
  • Что является питательной средой для растений?
  • Вывод о том, что питательная среда для растений – почва.3.Повторение по природоведению:
  • Что такое почва?
  • Каково главное свойство почвы?
  • Что такое плодородие? Из чего оно складывается?
  • От чего и как зависит количество питательных веществ в почве?
  • От чего и как зависит количество воды в почве?
  • 4.Повторение по биологии:Вспомните, что вам известно об удобрениях и составьте схему, отражающую виды удобрений.Как вы думаете, как правильно повысить плодородие истощенной почвы?5.Новый материал по географии:Из всего сказанного ясно, что растения будут хорошо расти только в том случае, если их минеральное питание будет достаточным. Для этого необходимо, чтобы почвы были плодородны.Существует наука – почвоведение.В лежащих на ваших столах источниках найдите определение этой науки и сведения о ее основателе В.В.Докучаеве. Сделайте краткие записи в тетрадях.Выполним устно практическую работу (по атласу):
  • Перечислить основные типы почв на территории Ростовской области
  • Назовите занимающие самую большую площадь
  • Назовите те, которые занимают меньше всего
  • Проверьте себя. Используя столбиковую диаграмму (на этой же карте), где отражены площади почв в %, ответьте на вопросы:
  • Сколько % площади приходится на: черноземы южные; чернозем обыкновенные карбонатные; каштановый; темно-каштановые; черноземы обыкновенные; светло-каштановые почвы?
  • Назовите почвы с самой большой и с самой малой площадью
  • 6. Новый материал по биологии. Что вы знаете о галофитах?Прослушайте сообщение об этих растениях. По ходу рассказа сделайте пометки в тетрадях.Составьте схему, отражающую, какие существуют типы галофитов.Ответьте на вопросы:
  • Как растения защищаются от избытка солей в почве?
  • Какие галофиты называют настоящими, солевыделяющими, соленепроницаемыми?
  • Каким образом влияет засоление почв на минеральное питание и жизнь растений в целом?
  • 7. Итоговое закрепление. Объясните фразу: «ростовская область – житница России» с точки зрения русского языка, биологии и географии.8. Творческое домашнее задание. Представьте тему: культурные растения ростовской области в удобной для вас форме: сообщения, плакат, газета, листовка, стихотворение, эссе, сценка, пантомима, компьютерная презентация и т.д.Данный урок является уроком освоения новых знаний в системе изучения географии, уроком повторения и закрепления знаний в курсе биологии. Урок разработан в развивающей модели обучения с применением исследовательского, частично – поискового, методов, элементов практической работы, индивидуальной работы.При разработке урока использовался региональный и гуманитарный компонент.Литература:
  • Интернет
  • «Я иду на урок биологии». Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2001 г.
  • С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Воронеж: «Учитель», 2001 г.
  • Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007 г.
  • Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. М.: Мир книги, 2002 г.