Публикации Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"
Автор: Шунина Наталья Михайловна

Конспект открытого занятияпо духовно - нравственному воспитанию детейв подготовительной группе общеразвивающей направленности «Солнечные лучики»Дата: 7 ноября 2023 годТема: «Путешествие Дорогою добра»Воспитатель: первой квалификационной категории - Шунина Наталья МихайловнаЦель: формирование у детей представление о духовно - нравственных нормах, об отношениях с окружающими.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с понятием «добро» и его составляющими, формировать умение подбирать слова противоположного значения.Развивающие: Развивать речь, мышление, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру, человеческим качествам личности.Воспитательные: Воспитывать духовно – нравственные ценности, умение работать в группе. Методические приёмы:- Игровой  (использование сюрпризных моментов).- Наглядный (использование иллюстрации).- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).- Поощрение, анализ занятия.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие. Оборудование: Дерево, платок для закрытия дерева, мольберт, яблоки разного цвета, магниты, конверты с заданиями, презентация с изображениями пословиц, зернышки, цветок, посуда, порванная книга, сломанная игрушка, листок бумаги и фломастеры.Ход занятия I Вводная часть.
  • Организационный момент «Здравствуй, всему миру».
  • Дети входят, встают круг, приветствуют гостей.Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте наши гости! А давайте поздороваемся не только друг с другом, а со всем Миром. Для этого приготовьте свои ручки, свои улыбки!Попробуем мысленно нарисовать картину. (Выполняют движения по тексту)Здравствуй, солнце золотое, (рисуют круг)Здравствуй небо голубое, (ладонями гладят небо)Здравствуй легкий ветерок, (качают руками)Здравствуй маленький дубок! (изображают росток)Мы живем в одном краю, в России, (разводят широко руки)Всех я Вас приветствую!(хлопают)Надо мною небо, (руки поднимают вверх)А внизу Земля – (руки опускают вниз, топают)Мир такой огромный, (разводят широко руки)А посередине – Я! (ладони прижимают к груди)Воспитатель: Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром.Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие! Путешествие Дорогою Добра. И только тот, кто до конца пройдет все испытания, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою, любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? Дети: Да.Воспитатель: Кто «за», кто не испугался трудностей, поднимите руки! (Дети поднимают руки)В.: Отлично! Тогда отправляемся в путь.2.Проблемная ситуация(проходят змейкой по группе и возвращаются на ковер садятся на коленочки)Воспитатель: Послушайте одну историю. Это было очень давно…Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под кроной этого дерева сбывались все мечты. Но человек этого не знал! Представим, что дерево было вот таким.(На мольберте нарисовано дерево. Воспитатель снимает платок, которым был завешен мольберт.)Воспитатель: Давайте представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (Ответы детей)Воспитатель: Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к человеку. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался!А после захотел крепко поспать.Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву. (на доску вешает ЖЁЛТОЕ ЯБЛОКО)Воспитатель: Дальше наступила ночь, ему стало боязно, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву. (на доску вешает ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО).Воспитатель: Вы знаете, вдруг желания человека почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем понять, что важно на самом деле! А для этого мы должны с вами выполнить задания и украсить яблоками наше дерево. Ну, что, вперед!II Основная частьЗадание 1 «Слова – противоположности» Воспитатель открывает конверт с заданием, в конверте также лежит яблоко, если дети правильно и дружно отвечают, то в конце задания получают яблоко)( Яблоко – Дружба)Воспитатель: Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами.
  • Злой - добрый
  • Глупый – умный
  • Скучный – интересный
  • Неряшливый – аккуратный
  • Грубый – ласковый
  • Трусливый – храбрый
  • Лживый – правдивый
  • Грустный – весёлый
  • Несчастный – счастливый
  • Отнять – вернуть
  • Поругать – похвалить
  • Обидеть – защитить
  • Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.( Идут к интерактивной доске)Задания №2. «Отгадай пословицы» (Использование технологии – Скрайбинг, Яблоко - Доброта)Воспитатель: Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова, послушайте, пожалуйста:доброта, добро, добрый человек, добрый поступок.Воспитатель: Как вы понимаете, кто такой ДОБРЫЙ человек? Какой он?Дети: (примерный ответ Добрый человек у которого душа честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).Воспитатель: Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён.(Открывает конверт с заданием)Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о добре. Посмотрите пожалуйста на доску, и расшифруйте пословицы.Да доске проецируются 5 пословиц о добре- Доброе слово лечит, а худое калечит.- Доброе слово доходит до сердца.- Добрый человек придёт – словно свет принесёт.- Доброе дело без награды не остается.- Доброе дело и в воде не тонет.Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда в ладу со своей совестью.Воспитатель: Давайте немного отдохнем.Физминутка.«Раз, два, три, четыре, пять —Вместе мы пойдём гулять.Ручки к солнцу потянулись,Мы друг другу улыбнулись.Быстро за руки возьмёмсяИ в кружочек соберёмсяЕсли хмуримся с утра,Нам поможет доброта.Задание №3 «Как должны поступить дети в этой ситуации?»(воспитатель показывает карточки с ситуациями, дети отвечают)Воспитатель: Молодцы! Ребята, я хочу предложить вам увидеть и потрогать своими руками доброту, почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно?Дети: Нет.Воспитатель :А в чем её можно увидеть? Дети: В своем поведении и поступках).Воспитатель: Да, вы правы. Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Открывает конверт, объясняет задания, к конверте яблоко – помощь)Воспитатель Как должны поступить дети в этой ситуации? (Ответы детей).Картинка 1Воспитатель Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите (Улыбаются)Задание №4 «Добрый поступок с предметом»Воспитатель: Наше путешествие Дорогою Добра продолжается, приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов. (открывает конверт с задиние. Читает. Яблоко – труд) Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок? (Да)Воспитатель: Скажите, какой? (Ответы детей).Зернышки – покормить птиц,Цветок – полить,Сломанная игрушка – починить и подарить детям,Порванная книга – заклеить,листок бумаги и фломастер – нарисовать рисунок для кого-то, и подарить, Посуда- помочь накрыть, за сервировать слот обеду или ужину.Ребята,а какие трудовые дела мы делаем в группе? А дома?Воспитатель: Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса! Если мы будем добрыми, то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду.Когда сердце совершает добро, в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова. Если верно отгадаете мои загадки, то в нашем сердце расцветут цветы добра и любви!Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).Когда виноваты, сказать поспешите: (простите)Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо).Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте)Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).Воспитатель: Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов! И я хочу вам вручить еще одно яблоко. Вручает Яблоко любви и заботыЗаключительная частьВоспитатель: Мы собрали все яблоки. И пора нам разместить их на нашем дереве.Размещают на дереве 5 яблок, проговаривая качества написанные на яблоках:Яблоко Дружбы Яблоко ДобротыЯблоко ПомощиЯблоко ТрудаЯблоко любви и заботыПосмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли человеку. Вы объяснили, что важно! Ведь у каждого человека в жизни свой путь.Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми.Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями!Ребята, вам понравилось путешествовать Дорогою Добра?Что больше всего понравилось?Ребята! А что, самое важное для человека в жизни?Я думаю, придя домой, Вы обязательно расскажете о своём путешествии своим родным. А сейчас, давайте скажем нашим гостям, «До свидания!»