Публикации
Формирование грамматического строя речи в условиях ФОП
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование грамматического строя речи в условиях ФОП
Автор: Закуракина Юлия Петровна Шамина Нинель Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование грамматического строя речи в условиях ФОП
Автор: Закуракина Юлия Петровна Шамина Нинель Александровна
Формирование грамматического строя речи в условиях ФГОС. Основной источник развития грамматической стороны речи детей – повседневное общение ребенка с близкими взрослыми. Общение и именно оно, самое главное звено в психическом развитии и становлении ребёнка, как личности в обществе. Будь – то рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, картинок; знакомство с материалами и предметами или же обсуждение впечатлений от праздника, всё это очень важно для становления речи ребёнка. Конечно же фундаментом, образцом для подражания, первыми педагогами для ребёнка являются родители. В современных условиях образования, педагоги строя образовательную деятельность, отталкиваются от физиологии ребёнка в том или ином возрасте. Как известно, заговорив малыши превращаются в маленьких почемучек, поэтому конечно же родители и педагоги обязаны помочь овладеть грамотной речью. Как известно речевое общение включено во все виды деятельности детей и взрослых от продуктивной деятельности до математического развития, а так же например в сюжетно – дидактических играх: «Почтальон принес посылку», «Магазин игрушек», «Выставка автомобилей», «Фотовыставка», «Зоопарк», «Ателье»; в сюжетно – ролевых играх и играх драматизациях на основе литературных произведений; в отгадывании и загадывании загадок. Не для кого не секрет, что при современной занятости родителей дети проводят большую часть дня вне дома, поэтому в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание и создаются специальные условия для детской, речевой активности. В младшем дошкольном возрасте это ситуативно – деловое общение в старшем – внеситуативное ( деловое и личностное) общение. В семье такое общение возникает и разворачивается ситуативно, непреднамеренно; в условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя для этого время в режиме дня. Важное педагогическое условие – грамотная организация деятельности взрослым в повседневной жизни с тем, чтобы дети постигли причинно – следственные отношения через наблюдения, экспериментирование с объектами неживой и живой природы. Правильное руководство занятиями, систематическая организация и повседневные наблюдения – важное условие. Через подвижные игры дошкольники осваивают ряд зависимостей и отношений (временные, пространственные, субъектно–объектные, атрибутивные). От того, как регулярно и квалифицированно педагог их организуют, зависит не только здоровье ребят, но и речевое развитие. Кроме прямого влияния на смысловую сторону грамматического строя, подвижные игры оказывают и косвенное влияние на речь – в их ходе формируется такое качество, как произвольность поведения, имеющая значение и для двигательной и для речевой сферы. Не забудем упомянуть «пальчиковые» игры и гимнастики. Хотя и косвенно, но «пальчиковые» игры, как и игры с камешками, бусами, мозаикой, влияют на формирование грамматического строя речи («Ладушки», «Сорока – сорока», «Коза рогатая»), давно доказано, что упражнения для развития мелкой моторики рук, активизируют речевые зоны головного мозга. Положительное влияние на развитие грамматического строя речи дошкольников оказывают знакомство с окружающими предметами, с природой, с художественной литературой, с деятельностью по развитию речи, (словесные игры, сюжетно – дидактические, театрализованные). Но чтобы эти представления отразились на уровне овладения грамматическим строем, необходимы творческие упражнения, требующие применения полученных умений в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр). Знакомясь с художественной литературой, воспитанники учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической ( ответы на вопросы, беседы, разговоры о прочитанном) и монологической ( словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка. Так создаются благоприятные условия для формирования грамматического строя речи ребенка, что соответствует требованьям ФГОС.