Публикации
"Мастер-класс для родителей. Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мастер-класс для родителей. Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»"
Автор: Карпенко Наталья Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мастер-класс для родителей. Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»"
Автор: Карпенко Наталья Евгеньевна
Мастер-класс для родителей.Тема: «Знакомство с логическими блоками Дьенеша»Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша» и научить использовать их в работе с детьми для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.Задачи:Ι. Образовательные:1. сформировать у родителей - участников представление об игровой технологии;2. познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр с логическими блоками Дьенеша; обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу игровой технологии;3. активизировать познавательную деятельность родителей-участников мастер-класса, повысить уровень их родительской компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возрастаΙΙ. Развивающие:1.развивать познавательный интерес, внимание, память, практически-действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции;2. способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым;3. развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию;4. развивать мелкую моторику рук;5. развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе;6. развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.ΙΙΙ. Воспитывающие:1. способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, навыков культуры поведения и общения со сверстниками, доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку;2. воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно-эстетическому труду.Оборудование и материалы: блоки Дьенеша, раздаточный материал для игрПлан проведения:Ι. Теоретическая частьЗнакомство с блоками ДьенешаΙΙ. Практическая частьΙΙΙ. Заключительная частьΙ. Теоретическая часть Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Остается совсем немного времени и дети пойдут в школу. Интеллектуальная готовность ребенка предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Как показывает практика, дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, мы в своей работе уделяем этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из них, которую я использую на кружке «Игралочка» – это "Логические блоки Дьенеша", их разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш.Что же это такое?Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);б) четырех цветов (красный, синий, желтый);в) двух размеров (большой, маленький);г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп. Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать мышление, память, внимание, воображение. В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью. Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики. Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 22 карточки, из них 11 карточек с отрицанием свойств. Знакомство детей с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. ΙΙ. Практическая часть1. «Поиск одинаковых фигур».Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.Ну а теперь, разложите блоки по цвету: красные, желтые, синие. Выберите все квадратные, а теперь все треугольные. Верните блоки на свои места.2.«Угости игрушку». (раздаю мягкие игрушки, которые есть в группе) Разложите фигуры таким образом, чтобы у мишки были фигуры только одинаковой толщины, у львенка только одинакового размера, а у собачки только одинаковой формы. Верните блоки на свои места.3.«Что лишнее».Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)Раскладываю перед вами 5 блоков (1 стол – 4 крас.+1 син.; 2 стол – 4 кв.+1 прям.; 3 стол – 4 б. прям.+1 м. прям). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете. 4.«Дорожки».Выложите полоску из 5 блоков, (выкладывают) сверху над каждой фигурой разложите фигуры 1 стол - другого цвета, 2 стол - другой формы, 3 стол другого – размера. Верните блоки на свои места.5.«Покажи».Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.1. не круг и не квадрат, не синий и не красный, не толстый блок, имеет 4 стороны, 2 стороны длинные, а боковые короче (желтый тонкий прямоугольник)2. не квадрат, не треугольник, круглый, не желтый, не синий, маленький (красный круг)3. не прямоугольник, не квадрат, не круг, не красный, не желтый, не тонкий, не маленький блок (синий большой толстый треугольник)6. «Заселим в домики» (Раздаю таблицы)Перед Вами таблицы. Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели. Молодцы! А вот что получилось у меня.7. Ориентирование на листе бумаге (раздаю листы А4)в правом верхнем углу разместите толстый желтый квадрат в левом нижнем углу - тонкий красный треугольник в центре - большой синий кругв левом верхнем углу - толстый желтый прямоугольникв правом нижнем углу — маленький толстый треугольник8. “Расставь блоки по местам. (Раздаю таблицу)Разложить блоки по ячейкам согласно условным обозначениям.9. «Цепочка» (схема цепочки)Родители у себя на столах выкладывают по схеме такую же цепочку как на схеме (10 блоков). Отвечают на вопросы:«Какой блок находится вторым по счету. Какой блок находится между…?Справа от красного треугольного блока…большого блока находится? И т. п.»10.«Группы» (Раздаю два обруча).Разложите все синие фигуры в левом круге, а все треугольники в правом.В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу.(Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам). Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.11. Дидактическая игра «Два обруча»Цель: использует знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах.Материал: набор логических блоков Дьенеша, два обруча (красный и синий).Ход игры.Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.Беседа по вопросам:- какие блоки лежат внутри обоих обручей?- внутри синего, но вне красного обруча?- внутри красного, но вне синего обруча?- вне обоих обручей?III. Заключение Уважаемые родители, сегодня Вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи. Большое спасибо, что вы нашли время прийти к нам поиграть. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми и успешном обучении их в школе.Успехов вам и вашему ребёнку!