Публикации ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
Автор: Казанцева Мария Юрьевна

М. Ю. Казанцевастудент БГПУ им. М. Акмуллыг. Уфа, РФ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА АннотацияОдна из актуальных задач дошкольного образования - задача эстетического воспитания дошкольников в условиях реализации ФОП ДОО. Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу по художественно - эстетическому развитию детей. Методы исследования: беседы, анкетирование, анализ документации. По результатам исследования разработана программа по художественно - эстетическому развитию детей в детском саду.Ключевые слова:Дети дошкольного возраста, художественно - эстетическое развитие, детский сад, изобразительная деятельность, искусства.В соответствии с ФОП ДОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).ФОП ДОО в сфере эстетического воспитания направлен на решение следующих задач:
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно - выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления. Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (словесной, музыкальной, изобразительной) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в изобразительном искусстве.Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Это способность, дающая возможность в мир художественной культуры, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.Работая по первому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, разработаны конспекты занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
  • Тесная связь с искусством.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  • Создание эстетической развивающей среды.
  • Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
  • Таким образом, художественно-эстетическая деятельность – это деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.Список использованной литературы Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. Просвещение, 2000. - 176 с.Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: Владос, 2004.-98 с.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 2008.-242с.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ствысш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. - 240 с.Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829 сВаркки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - 6. - С.57-67.Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.