Публикации "Формирование элементарных математических представлений через предметно-чувственную деятельность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование элементарных математических представлений через предметно-чувственную деятельность"
Автор: Карпенко Наталья Евгеньевна

Формирование элементарных математических представленийчерез предметно-чувственную деятельностьЕдва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.Н.В. ГогольМногие считают математику скучной наукой, но это ошибочное мнение. Главное – подойти к ней творчески. Важно в процессе формирования элементарных математических представлений уделять внимание развитию творческих способностей ребенка-дошкольника. Они могут проявляться в самостоятельном апробировании нового материала, совместном со взрослыми и другими детьми процессе освоения новых способов действий. При этом особое значение должно придаваться развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка.Согласно Концепции развития математического образования в РФ (распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р) качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.По мнению известных психологов и педагогов (П.Я. Гальперина, Т.В. Тарунтаевой), формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весть объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, пространственными представлениями. Поэтому основными принципами ознакомления детей с математикой являются наглядность и деятельностный подход.Учитывая это, формирование элементарных математических представлений у воспитанников нашего дошкольного учреждения проводится не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни детей: на прогулке, в играх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, режиссерских), конструктивной и изобразительной деятельности, а также при ознакомлении с художественной литературой.В качестве примера хотим рассказать о работе по ознакомлению воспитанников подготовительной группы со сказкой Ш. Перро «Золушка». После непосредственной работы с текстом детям было предложено сделать трехмерный макет замка, где происходили основные события сказки.Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Навык логического мышления – это способность «действовать в уме». Перед дошкольниками стояла задача продумать алгоритм действий по изготовлению макета, подобрать необходимые материалы, распределить между собой действия и роли, определить, кто из взрослых (педагогов и родителей) может помочь. В ходе обсуждения и деятельности применялись такие логические приемы, как сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и др. Так, выбиралось местоположение в группе будущего макета, оговаривались его размеры, этажность, количество и форма окон, башен и дверей, подбирались материалы для оформления замка (картон, самоклеющаяся цветная бумага, прозрачная пленка, фольга и пр.), соотносились и сравнивались размеры замка и сказочных персонажей, подбирались и классифицировались природные материалы (крупы, семена). Были использованы дидактические упражнения на сериацию («Подбери хрустальный башмачок»), сравнение («Найди 7 отличий»), разрезные картинки (по эпизодам сказки), истории в картинках («Что сначала, что потом»). Дошкольники использовали в работе схемы, алгоритмы, чертежи; осваивали условные изображения. Каждый ребенок поощрялся высказать собственную точку зрения. Большое внимание уделялось развитию вариативного мышления и творческих способностей детей с помощью творческих заданий. Например, в процессе игры педагог предлагал детям создать образы геометрическими фигурами, цифрами. Дети с удовольствием превращали геометрические фигуры или цифры в персонажей сказки, платья, домики и пр. Из бросового материала подходящей формы изготавливались куклы-персонажи (картонные цилиндры, йогуртовые стаканчики, бумажные конусы и др.). Совместно с родителями была собрана коллекция тканей (различных по фактуре, цвету, назначению, плотности), образцы которой в дальнейшем пошли на изготовление костюмов для сказочных героев. Таким образом, творческий подход позволяет находить множество решений одной и той же задачи, а в дальнейшем – лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира.В результате совместной деятельности взрослых и дошкольников в группе была создана соответствующая тематике предметно-развивающая и игровая среда. Мы убедились, что чем полнее и разнообразнее предоставляемый детям материал для исследовательской и творческой деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение ими этапов развития, восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала в группе позволило не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше. Кроме того, работа в общем замысле – прекрасный способ развития коммуникативных навыков дошкольников (договариваются, делают вместе или распределяют задания, учатся слушать друг друга, отстаивать собственную точку зрения) и освоения социальных норм поведения (Почему принц выбрал бедную Золушку, а не богатую невесту? Что можно посоветовать сестрам Золушки? О чем бы вы попросили Фею, окажись она в нашей группе?).Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только правильно держать ручку и карандаш, читать и считать, а прежде всего, думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферы.