Публикации
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслить смело-наш девиз»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслить смело-наш девиз»
Автор: Тахтаракова Валентина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслить смело-наш девиз»
Автор: Тахтаракова Валентина Анатольевна
Тахтаракова Валентина Анатольевна, учитель первой категории МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», г. Сорск, Республика ХакасияРабочая программа внеурочной деятельности «Мыслить смело-наш девиз» Методы решения открытых творческих задач (по программе 170 часов - 5 часов в неделю)Направление: общеинтеллектуальноеПояснительная записка. Программа «Мыслить смело-наш девиз» (Методы решения открытых творческих задач) основана на принципах Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.Цель программы.Цель: развитие творческих способностей детей, неординарного мышления; формирование умений решать открытые, в том числе и изобретательские, задачи и создавать творческие продукты.Задачи: 1) продолжить знакомство обучающихся с основами Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), объединяющей три системы: природа, техника и человек;2) воспитывать интерес к собственному творчеству, к поиску рациональных решений; 3) создать условия для развития творческой личности, учитывая индивидуальные особенности;4) учить работать в коллективе.Принципы построения и реализации программы.Принцип диалектичности: Любая проблема, возникшая в системе решается с учетом объективных закономерностей ее развития. Принцип продуктивного выхода: творческая работа должна заканчиваться получением значимого для обучающегося продукта: решением задачи, созданием загадки. Принцип регулярного воспроизводства заданий: Основные операции отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения. Принцип обратной связи: результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания, через оценку творческих работ. Принцип коллективности: воспитание в коллективах дает человеку опыт жизни в обществе, создает условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. Принцип научности и посильной трудности: дети ориентируются на усвоение конкретного через обобщенные теоретические знания. Происходит приобщение к посильной исследовательской деятельности. Принцип систематичности и последовательности: усвоение знаний, умений и навыков происходит в определенной логической связи, а изучаемое представляет собой систему. Принцип сознательности и творческой активности Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления Принцип положительного эмоционального фона Программа включает теоретические и практические занятия (в их числе разнообразные формы контроля и многообразные игровые события, в том числе участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах) Каждое практическое занятие построено на проблемной ситуации, которая характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ (см. список) Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. Практическое применение ТРИЗТРИЗ помогает от неясной проблемы перейти к конкретным задачам и найти в них противоречия Решить эти задачи с помощью стандартных приемов и принципов Выбрать из полученных идей наилучшие Прогнозировать будущие проблемы Бизнесмены, владеющие ТРИЗ, находят решения сильнее своих конкурентов Инженеры, создают более эффективные технические системы Руководители становятся более компетентными и лучше используют внутренние ресурсы Сотрудники в любых организациях, применяя ТРИЗ, видят гораздо больше идей и решений Педагоги, использующие ТРИЗ, ведут уроки интересно и дети на их уроках не устают Медиаторы (посредники в конфликтах) легко помогают найти противоречия в спорах и разрешить их Родители, изучив ТРИЗ-РТВ, сочиняют своим детям интересные и фантастические сказки, решают с детьми изобретате льские задачи Дети, с радостью решают изобретательские задачи по биологии, химии, физике, математике, литературе, языковые изобретательские задачи и др. Дети в раннем возрасте осваивают системное мышление, что даст им в будущем большие преимущества ИСТОЧНИКИ ПРОГРАММЫВ основу данной программы положены методические разработки М.С.Гафитулина, И.Н.Мурашковски, А.А.Нестеренко, С.В. и О.И.Сычевых, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. Из программы по курсу «Мир другими глазами» на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) (автор Маркина Т. С.,учитель высшей категории,специалист ТРИЗ II уровня, специалист РТВ II уровня МОУ «Гимназия №8», г. Пермь) взято содержание занятий 52-99. Отдельные задания взяты из практики работы С.И.Гин и Е.А.Драган. Содержание отражено в календарно-тематическом планировании. Календарно-тематическое планирование Литература:Айзенк Г.Ю. «Проверьте свои способности», Рига, 2012г. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: „Детская литература“, 1989. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986.2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — С.21. Анфимова Т.Б. «Внеурочная деятельность по математике», ИЛЕКСА, М., 2011 Богат В. Ф. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет. - Ярославль: "Академия развития". 2006. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г. Винокурова Н.К. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей», «Аст-Пресс», М., 1995. Верткин И.М. Бороться и искать…: О качествах творческой личности //Нить в Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г. Гафитулин М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) //Технологии творчест Source: Гин А. А. ТВОРЧЕСТВО КАК НАВЫК Депман И.Я. Мир чисел. Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-7 классы).- М.: «Просвещение», 1979г. Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность», изд-во «Просвещение», М. ., Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Г. Мордкович. – М.: Оникс 21 век, 2005. – 336 с. Мамедов Р.Г., С.М. Швынденкова «Методичка по ТРИЗ» Утемов В. В. Использование методов решения изобретательских задач при формировании креативных способностей учащихся основной школы // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 128-132. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-7 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку.- М.: «Просвещение», 2000г.