Публикации Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Осеннее путешествие»
Автор: Пузанкевич Елена Анатольевна

Конспект по развитию речи в подготовительной группе«Осеннее путешествие»Подготовила воспитатель: Е.А ПузанкевичПредварительная работа: Рассматривание альбома «Осень», «Назови ласково». Беседы о временах года. Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени. Чтение художественной литературы о осени.Цель: Обогащение словарного запаса и представления детей об осени и осенних явлениях природы.Задачи:Образовательные: Упражнять в описании времени года при помощи мнемотаблицы;Учить отвечать на вопросы полным предложением;Учить подбирать слова-действия;Закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; Совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову)Развивающие:Развивать речевую и познавательную активность детей;Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.Воспитательные:Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения;Создавать положительный эмоциональный настрой. Ход занятия:Организационный момент.Воспитатель: Здравствуйте ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Приветствие «Колокольчик»Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например,– Здравствуй, Машенька! Дин-дон-дон!– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.Основная частьВоспитатель: Молодцы, поприветствовали друг друга, а теперь ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.Желтой краской кто-тоВыкрасил леса,Стали отчего-тоНиже небеса,Ярче запылалиКисточки рябин.Все цветы увяли,Лишь свежа полынь.Я спросил у папы:- Что случилось вдруг?И ответил папа:Воспитатель: Ребята, что ответил папа?(Это осень, друг.) Н. Антонова Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осенняя песнь»Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осенняя песнь». Сегодня мы постараемся вспомнить всё что мы знаем об осени..И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в осенний лес и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.Дети садятся.Воспитатель включает проектор. Беседа по слайдам.Воспитатель: Какое время года изображено на экране? Какие осенние месяцы вы знаете? Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? Что меняется в жизни птиц с приходом осени?А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? А почему же они улетают? Включается слайд «Осенняя полянка»Молодцы ребята, а сейчас давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру «Осенние слова»Воспитатель:
  • Осень какая?
  • Настроение какое?
  • Листья какие?
  • Небо какое?
  • Солнце Какое?
  • Тучи какие? И т.д.
  • Воспитатель: Ребята вы хорошо отвечали, а теперь проходите на свои места.На экране поочередно включаются слайды с осенними месяцами.Воспитатель: а как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?Никто? Тогда слушайте! (рассказ воспитателя)Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник, хмурень, листопадник.В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина). Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».А почему хмурень? Да потому что небо в это время года чаще хмурится, идут дожди.А листопадник, потому что в сентябре начинается листопад.Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник.Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также.Ноябрь называли   подзимник, грудень.  В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли. Подзимник, потому что ноябрь последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы.А название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами.  Интересные названия у месяцев были в старину? Вы запомнили их названия и почему они так назывались?Воспитатель: а сейчас ребята вы расскажите об осени по таблице.На экране появляется мнемотаблица.Дети выходят по очереди, и составляют рассказ по мнемотаблице отвечая на вопросы воспитателя.Воспитатель: Молодцы дети, а теперь давайте с вами отдохнём.Физминутка «Мы листики осенние»Воспитатель: Сейчас ребята я предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». Лист (Что делает?).Птицы (Что делают?)Ветер (Что делает?) Звери(Что делают)Дождь (Что делает?)Воспитатель: Хорошо подобрали слова действия, а теперь встаньте в круг, я буду вам говорить слово и бросать мячик, а вы в ответ должны сказать это слово ласково и бросить мяч мне!  Дидактическая игра "Назови ласково"ветер - ветерок, белка - белочка, ветка - веточка, куст - кустик, лиса -лисичка, холод – холодок, снег – снежок, елка – елочка, туча - тучка, облако- облачко, дождь – дождик и т.д. А теперь игра «Да или Нет»Я буду читать вопросы, про то что происходит или не происходит осенью, вы слушайте очень внимательно и если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», опустить руки в низ.Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Морозы осенью бывают?Урожай все собирают?Можно детям загорать?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Солнце светит очень жарко?Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?Воспитатель: Молодцы ребята, правильно ответили на все вопросы, а теперь давайте вспомним пословицы, поговорки и приметы о осени.Примерные ответы детей:Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.От осени к лету назад поворота нету.Весна и осень - всё на дню погод восемь.Вешний дождь растит, а осенний гноит.Весна красна цветами, а осень снопами.Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.Гром в сентябре предвещает теплую осень.Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.Осень прикажет, а весна свое скажет.Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.Осень - запасиха, зима - подбериха.Заключительная частьРебята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много примет, поговорок, пословиц. Перечислили много признаков осени. Составляли рассказы об осени по таблице. Поиграли в игры. Что вам понравилось больше всего? Что давалось с трудом?А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат раскраски, с изображением осенней природы, но они бесцветные, я предлагаю вам раскрасить их во все цвета осени.