Публикации Патриотические воспитание в художественной студии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотические воспитание в художественной студии
Автор: Лобачёва Елена Григорьевна

Лобачёва Елена ГригорьевнаПедагог дополнительного образованияМОУ ДО ЦРТДиЮ РОВЕСНИКг.о. ИстраПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ Гражданско– патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско– патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у воспитанников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. В художественной студии мы часто обращаем внимание на ценность произведений художников, которые смогли участвовать и творить в такое не простое время, пытаемся объяснить и погрузить в тот мир. Художник на войне – тема, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Великая Отечественная война объединила множество судеб, в том числе и людей творческих профессий. Художники наравне с остальными с оружием в руках стояли на защите страны, знали «окопную правду» не понаслышке. Они служили в фронтовых бригадах и при Политуправлениях, занимались созданием многочисленных рисунков, плакатов, что было проявлением профессиональным. О художниках, прошедших Великую Отечественную войну, часто говорят, что кисти – их оружие, и с этим сложно не согласиться. Выполняя свой долг, художники-фронтовики в своих беглых рисунках сохранили свидетельства о военном времени. Значение фронтовой графики неоценимо. Художники, будучи на фронтах и на флотах Великой Отечественной войны создавали «художественный документ», который фиксировал процесс боя, места проведения боев или территории после снятия оккупации. Богатая деталировка и реалистичность изображения соответствовала запросам командования. Несмотря на четкие требования к выполнению наглядной агитации, графических листов для публикаций в газетах и боевых листках, художники старались проявить себя творчески, создать художественный образ в произведениях военного времени. Маршал И. С. Конев отмечал принципиальную важность сохранения памяти о военных реалиях в искусстве: «Человек, пишущий воспоминания о войне, может принести наибольшую пользу для воссоздания ее общей картины в том случае, если он пишет, прежде всего, о тех событиях и делах, с которыми сам непосредственно сталкивался, за которые отвечал. Правильнее всего смотреть на события войны, если можно так выразиться, с того командного пункта, на который ты был поставлен. Только все это, вместе взятое, может дать полное представление о войне, увиденной с разных точек». Неоценимый опыт, приобретенный художниками-фронтовиками, стал источником вдохновения для создания творческих произведений уже после войны. Поэтому важнейшей целью гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Работая с детьми в данном направлении, ставлю развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В. А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. В своей книге «Как воспитать настоящего человека Сухомлинский писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них – видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни – с того момента, как он подумал и пережил, - он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить им, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором родился.» Основная цель, которую педагог ставит перед собой, – это не только раскрыть индивидуальные творческие возможности детей, но научить детей и родителей радости общения друг с другом и со всем окружающим миром. Только в таком единстве возможно становление личности ребенка и его духовное развитие, потому что знания и технологии – не главный продукт системы образования. Если есть здоровая, крепкая личность, такого ученика уже ничто не собьет с пути, не заставит отступить или устремиться в ложном направлении. Поэтому педагоги находятся всё время в постоянном поиске способов и методов повествования детям, ищет точки соприкосновения с душами детей, в соответствии с возрастом и уровнем учащихся, в соответствии с возрастной психологией и педагогикой, опираясь на свой опыт и опыт других педагогов. В каждой возрастной группе работа ведется по планам, которые подчинены, с одной стороны, соответствующим требованиям стандартной программы и в то же время – единой обще студийной программе воспитания (Конкурсы, фестивали, мастер-классы, выставки…), обучения и развития ребенка. Это дает возможность педагогу раскрыть индивидуальные качества обучающегося и в том числе работать сообща, помогая друг- другу в группе. Одновременно, одной и той же темы, в данном случае – это военная тема, в разных возрастных группах, на разных уровнях, в разных техниках, тем самым углубляя свой профессиональный опыт и подход к организации тематической композиции, как с художественной, так и с педагогической стороны. Поэтому нагрузка на педагога неуклонно и постоянно повышается, тем самым повышается его профессиональный уровень, что позволяет увеличить и скорость усвоения материала всеми учащимися сразу, повышая общий развивающий и образовательный уровень учеников изостудии.И в заключение отметим: занимаясь патриотическим воспитанием детей, основной упор нужно делать на те формы образовательной деятельности, которые помогут детям реализоваться в реальной жизни по интересующим их направлениям, востребованным обществом. В нашем случае это занятия изобразительным искусством в условиях дополнительного образования, и здесь патриотическое воспитание тесно связано с вопросами социализации личности. Учась искусству по велению души, постигая основы изобразительной грамоты, создавая оригинальные композиционные решения, дети учатся любить и беречь природу, родную землю; учатся гордиться своей страной и ее героями, потому что знают их; они начинают жить в реальном мире по законам любви, красоты, добра, милосердия; поэтому и вырастут настоящими патриотами с активной гражданской позицией и можно быть спокойным за будущее России.Литература
  • Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспи- тания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 405–412.
  • Закон «Об образовании» (в ред. от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, с изм. на 3 дека- бря 2011 г.).
  • Коменский Я.А. Великая дидактика Т. 1. М., 1939.
  • Ломов С.П. Изобразительное искусство в современной школе // Худ. обра- зование и эстетическое воспитание в евразийском общеобразовательном пространстве: материалы IV Междунар. научно-практической конферен- ции. Астана, 2015. С. 3–15.
  • Олейник М. С. Фронтовые бригады: от передовой к подлинной «художественной документации» // Идеи и идеалы. 2018. № 3, т. 2. С. 113–124.
  • Художники города-фронта: воспоминания и дневники ленингр. художников. Ленинград: Художник РСФСР, 1973.