Публикации
Открытый урок по предмету “Специальное фортепиано” на тему: "Формирование исполнительских навыков и музыкального мышления у учащихся старших классов ДМШ на примере пьесы П.И Чайковского “Май. Белые ночи”.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по предмету “Специальное фортепиано” на тему: "Формирование исполнительских навыков и музыкального мышления у учащихся старших классов ДМШ на примере пьесы П.И Чайковского “Май. Белые ночи”.
Автор: Приходько Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по предмету “Специальное фортепиано” на тему: "Формирование исполнительских навыков и музыкального мышления у учащихся старших классов ДМШ на примере пьесы П.И Чайковского “Май. Белые ночи”.
Автор: Приходько Елена Владимировна
Открытый урокПо предмету “Специальное фортепиано”преподавателя Приходько Е.В.с учащейся 7 класса Неждановой ЛюдмилойТема урока: Формирование исполнительских навыков и музыкального мышления у учащихся старших классов ДМШ на примере пьесы П.И Чайковского “Май. Белые ночи”.Цель урока: -Научить учащегося слышать мелодическую линию, полифоническую фактуру изложения.-Формировать практические пианические навыки: умение распределять вес между руками, между голосами в одной руке.-Совершенствовать взаимосвязь слуховых представлений с пианистическими приемами в процессе исполнения.-Воспитать внимательное отношение к культуре к культуре звукоизвлечения в исполняемом произведении. Задачи урока: Знакомство учащегося с особенностями музыкального письма П.И. Чайковского на примере пьесы из цикла “Времена года. Май” Формирование представлений о фактуре, строению исполняемого произведения; Работа над выразительностью и преодолению исполнительских трудностей; План урока: Вступительное слово педагога; Краткая беседа с ученицей об особенностях исполняемого произведения; Работа над конкретными задачами, возникающими в процессе работы над пьесой. Закрепление материала; Оценивание работы ученицы; Домашнее задание. Ход урока: 10 мин. – Вступительное слово:-Формулировка понятия музыкального мышление, пианистические навыки .-Краткие сведения о композиторе, особенностях стилях пьесы.-Характеристики настроений, образов данной пьесы.10 мин. – Исполнение учащейся пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года и Май. Белые ночи».-Цель исполнения-услышать произведение целиком. Выявить трудности и поставить задачи в работе над произведением.-Анализ формы, фактуры письма пьесы.20 мин. – Работа над соотношением мелодической линией и аккомпанементом.-Игра отдельных разделов. Выяснение фразировки и интонации.-Работа над качеством звукоизвлечения с применением технологических различных приемов; позволяющих раскрыть художественное содержание пьесы, соотношение ритма, темпа между частями. Содержание урокаРабота над пьесами кантиленного характера-важнейший этапы в развитии у учащегося ДМШ музыкального мышления, слуха, исполнительных навыков и умений, подчиненным конкретным звуковым и техническим задачам .Все эти задачи интересно раскрывать в работе над пьесами малых форм. К таким произведениям можно отнести пьесу из цикла П.И.Чайковского «Времена года», «Май. Белые ночи».Пьесы этого цикла подходящий материал не только для музыкального и пианического развития, но и для широкой интеллектуальной работы.Пьеса «Май» - это одно из поэтических произведений цикла, его можно отнести к жанру нактюрна.В этой пьесе изображены картины природы перекликающиеся с миром эмоционального состояния человеческой души.1 раздел.Работу рекомендуется начать с разбора формы произведения, это дает ясность в работе над фактурой.Форма произведения сложная, 3х частная.1 и 3 часть-это музыкальный пейзаж.2 часть носит танцевальный характер.Музыка этой части порывистая, страстная, восторженно-радостная.Работу следует начинать над арпеджио. Арпеджио раскладывается от баса.Следует объяснить учащемуся, что важно услышать мелодическую линию в верхнем голосе, сильная доля-это верхняя нота, почувствовать в мелодической линии верхнего голоса-внутреннее устремление.Основной метод: проигрывание отдельно мелодии, добиваясь ее пластичности и естественности исполнения.Певучесть звука достигается мягким опусканием пальцев на клавиши. Мелодия должна, как бы, просвечиваться сквозь арпеджио.Во 2 переходе следует обратить внимание на штрихи-нет явного стаккато.Движение объединить в одну линию, пальцы ставятся близко к клавишам. Конец первой части должен прозвучать как под «сурдинку», плотным, густым звуком. Такое звучание требует правильного прикосновения, кисть должна быть свободной, гибкой. Это предохранит от зажима, выравнит звучание.В этом разделе требуется более прозрачная педаль, ее нужно менять чаще. Форма средней части - 3х частная с измененной репризой.В ней идет смена размера, метра, меняется темп.Появляется, развивается и достигает кульминации новая тема. Это подвижная взволнованная мелодия, звучит в быстром темпе, в высоком регистре. Фактура легкая, прозрачная. Эта часть должна быть наиболее развита и в полифоническом изложении, присутствует оркестровое звучание фактуры.Следует проучить голоса отдельно. В левой руке добавить плотности и движения, пальцы ставить близко к клавишам, рука свободна, локти «дышат» и пружинят. Играть ловко со стремлением вперед.Мелодия взволнованная, звучит в быстром темпе в верхнем регистре. Фактура легкая, прозрачная. Очень важно проучить правую руку таким образом, чтобы вес руки распределился между мелодией и подголоском в среднем голосе. Такая работа обеспечит прослушанность всей фактуры.Близость кульминации подчеркивает органный пункт на звуки «ля» в левой руке. Игра на одном обороте создает напряжение. Центральная кульминация должна прозвучать ярко, полнозвучно, торжественно, без трагизма. Важно прослушать аккорды по вертикали.В левой руке пульсирующую интонацию играть цепкими кончиками пальцев, ясной артикуляцией. Педаль в этом разделе должна быть насыщенная, захватывающая бас. При переходе к репризе можно сделать небольшое замедление, хорошо прослушать, звучание-благочастное.В репризе пьесы ставятся те же исполнительские задачи, что и в первой части.Завершающее исполнение продемонстрировало важность технологической проработки в создании характера произведения. Возможность услышать сочетание песенности, широты развития, речетативной выразительности, красочного оркестрового звучания.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеев А.Д. Методика обучение игре на фортепиано. – Изд. 2- е, дополненное. – М.: “Музыка”, 1971. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М.: Советский композитор, 1973 Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – Изд. “Музыка” Москва 1982. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.: “Классика - XXI”, 2003. Перельман Н. В классе рояля. – Л.: “Музыка”, 1970.