Публикации "Танец как часть традиционных праздников и обрядов Румынии"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Танец как часть традиционных праздников и обрядов Румынии"
Автор: Абоимова Мария Андреевна

Танец как часть традиционных праздников и обрядов Румынии – это многонациональная страна, в которой произошло смешение цыганской, молдавской, венгерской и других культур. Музыкальная культура Румынии вобрала в себя особенности всех народностей, которые проживают на территории страны. Для румынского фольклора типичными являются так называемые лады - от простейших 3 - х или 5 - ти ступенных систем до довольно сложных многоступенных систем. Румынский фольклор здесь представлен колыбельными, обрядовыми, шуточными, пастушьими, лирическими песнями, эпическими плачами, балладами и др. Одним из самых сложных и самобытных румынских жанров считается лирическая дойна.Разнообразны также инструментальные наигрыши, в основном импровизационного склада, включающие богатую орнаментику и прихотливую ритмику. Многочисленны румынские танцевальные жанры, чаще всего это всевозможные коллективные пляски - сырба, хора, инвертита, брыу, хацэгана. Издавна в  распространены в народном быту праздники с плясками и песнями, которые называются «жок».На протяжении столетий румыны подвергались воздействию различных культур, каждая из которых внесла свой вклад в формирование современной румынской культуры и фольклора. Влияние древних римлян сменилось через несколько столетий воздействием культуры славян, греков, турок и венгров. В Средние века сильное влияние оказала на румын Византия, особенно в части церковных ритуалов, архитектуры и написания фресок. У румынского народа танец, первоначально связанный с религиозными образами и верованиями, стал интереснейшим и богатейшим в своих возможностях. По сей день народ хранит и пополняет бесценные сокровища своих традиций и танцевального творчества. «В народных танцах есть то ритмическое богатство, та правда жестов, тот национальный характер, тот мудрый язык движений, который приходит от самой жизни» - М. Фокин. Народный танец и песня издавна являются неотъемлемой частью всех румынских празднеств, как общественных, так и семейных. Танцуют на гуляньях, на свадьбах, в минуты отдыха и в дни урожая. Существуют также танцы, связанные с обрядами и временами года. Издавна на Новый год в румынских деревнях происходят настоящие праздники народного творчества.Румынская музыка отличается огневым темпераментом и вместе с тем напевностью, мелодичностью. Румынские музыканты, народные оркестры всегда покоряли слушателей виртуозностью, задушевностью и темпераментом исполнения. Именно музыка дает импульс танцу, призывает к нему.Румынские танцы подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.Мужские танцы технически очень сложны. Композиционный рисунок мужских танцев не сложен, для них характерны ходы по кругу, по диагонали, линии, причем виртуозные движения ног обычно выполняются в линии. Существуют танцы, распространенные по всей Румынии и области. К повседневно распространённым танцам относятся «сырба» и «хора» (хоровод). «Сырба» очень популярный танец, исполняется любым количеством участников. Его танцуют женщины и мужчины, преимущественно двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Исполняется танец в одном темпе, довольно быстро. В движении всегда чувствуется «трамплин». По ходу танца то и дело слышатся выкрики и восклицания. «Хора» по характеру и темпу гораздо спокойнее «сырбы», это, скорее медленный танец. Танец исполняют мужчины и женщины разного возраста. Во время танца могут подключаться всё новые и новые исполнители. Для композиционного рисунка «хоры» характерны круг или несколько кругов, ход цепочкой, линией и т.д. Очень распространён в Румынии танец «брыул». Исполняется он в основном мужчинами, которые во время танца держатся за пояса рядом стоящих исполнителей. «Хору», «сырбу», «брыул»  в каждой области исполняют по-своему, с различными характерными особенностями. В провинциях Олтения и Мунтения особенной популярностью пользуется танец «келуш», или «келушул».  Зародившись в глубокой древности, он до сих пор сохранил свою первозданность. Танец этот, скорее, мужской, но иногда его исполняют мужчины и женщины вместе. «Келуш» быстрый и технически очень сложный танец.Интересны также  парно-массовый танец «жок-дедой» и свадебный танец «переница». Раньше «переницу» исполняли с подушками, а теперь танцуют с платком. Участвуют в нем юноши и девушки, которые двигаются по кругу против часовой стрелки. Композиционный рисунок танца – круг и полукруг, в центре которого находится один исполнитель. Если это девушка, то она, танцуя, выбирает себе юношу. Затем юноша выходит в центр, а девушка возвращается в полукруг или круг, и юноша, танцуя, вызывает следующую девушку. И так до тех пор, пока все исполнители не побывают в центре круга. Заканчивается танец поцелуем. Своеобразен и технически сложен танец, бытующий в городе Трансильвания. Он очень темпераментен и исполняется мужчинами и женщинами. Бывает так, что начинают танец девушки, которые затем отходят в сторону, а мужчины выполняют ряд виртуозных движений с хлопушками. К концу танца в него вновь включаются девушки и вместе с юношами выполняют дольно быстрые парные вращения с резкой остановкой. Исполняется танец в сапогах. Для композиции характерны линии, полукруг, диагональ. Иногда в центре круга солируют двое или трое юношей. В движениях встречаются дробные выстукивания, прыжки с хлопушкой, могут быть прыжки с вращениями, выпады на присогнутую ногу. Для девушек характерны пируэты на каблуках. Танцу свойственны резкие переходы, например, спокойный ход вперед с хлопушками сменяется резким поворотом и т.д.Очень своеобразен парно-массовый оашский танец (Оаш – часть области Марамуреш). Движения острые, синкопированные, встречаются шаги, во время которых исполнитель то слегка приседает, то выпрямляется. В сценическом варианте танца выполняются переступания с ноги на ногу. Колени при этом не сгибаются. Ноги едва отделяются от пола. Корпус свободен и чуть заметно покачивается из стороны в сторону, то есть с шагом правой ноги вправо, с шагом левой влево. В парах девушка иногда идёт сзади юноши. Её левая рука лежит на его правом плече. Для танца характерны наклоны головы от плеча к плечу, вместе с движением корпуса, то есть когда корпус слегка покачивается вправо, голова, не поворачиваясь, наклоняется к правому плечу и т.д. Ритм – единый, пульсирующий – допускает синкопированные выстукивания. Характерны и парные вращения. В отличие от других танцев темперамент здесь сдержанный, внутренний. Исполнители выкрикивают, хлопают в ладоши, причём, когда танцуют девушки, юноши хлопают, а во время танца юношей девушки хлопают редко. Для танца также характерны трамплинные движения на обеих ногах по 6-й позиции, с лёгкими приседаниями и хлопками в одном ритме.Танец «дедой» исполняется по всей Румынии. Участники двигаются парами, держась за руки. В конце танца много вращений: девушки движутся вокруг юношей. В Банате этот танец часто исполняют тройками (юноша в середине, девушки по бокам). Юноша может идти вперед, а обе девушки – сзади него.В румынской народной хореографии своеобразный стиль, который бережно и строго сохраняется. Но в Трансильвании он приобретает несколько иную окраску. В некоторых танцах румынская хореография ассимилировала  элементы цыганской пляски. В танцах «ромыняска», «цыганяска», «урсария» и других встречаются технически сложные движения цыганского танца. Для румынских танцев характерны выкрики, подразделяемые на три вида. К первому виду характерны выкрики смысловые, в которых высмеиваются лентяи, восхваляются способные, старательные, трудолюбивые. Произносятся он в стихах, речитативом, не совпадая с мелодией, но совпадая с ритмом и темпом танца. В этих выкриках исполнители как бы переговариваются, стараясь превзойти один другого. Тексты таких выкриков нередко использовались поэтами. Второй вид – выкрики направляющий танец. Ведущий в конце музыкальной фразы выкрикивает движение, а если движение меняется в середине музыкальной фразы, то перед началом нового движения. Третий вид выкриков особенно характерен для оашского танца. Здесь выкрик идёт как бы гаммой вверх и вниз. Один начинает выкрик, а другие исполнители подхватывают. Очень часто в румынских танцах танцевальная фраза не совпадает с музыкальной. В этом случае движения совпадают только с ритмическим рисунком танца. Это создаёт сложность для исполнителей, особенно в импровизационных танцах, когда исполнителям приходится периодически сводить воедино музыкальную и танцевальную фразы. В старину румынские танцы исполнялись под народные инструменты, однако в деревнях и в настоящее время танцуют под пение. В румынский народный оркестр входят разнообразные инструменты – от самых примитивных, сделанных из грушевого листка, берёзовый коры, рыбной чешуйки, до таких, как скрипка, цимбал, кобза, цитра, кларнет, аккордеон.Особенную красоту румынскому танцу придают национальные костюмы, которые очень своеобразны и колоритны. Румынский национальный костюм украшает обильная вышивка, обычно по белому фону. Нередко костюм расшивается золотом, серебром, бисером и блестками. Для каждой области типичен определённый наряд, отличающийся от других покроем и цветом, но в основном преобладает  белый, красный и черный цвет. Часто народные танцы исполняются в  мягкой обуви (постолы). В области Марамуреш танцуют в сапогах, а в Брашове и Трансильвании – в сапогах и в туфлях. Удары по подошвам сапог придают особую звонкость хлопушкам, которых много в танцах этих областей.