Публикации Статью: "Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций на уроках литературы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью: "Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций на уроках литературы"
Автор: Алимжанова Татьяна Ваисльевна

Т. В Алимжанова, учитель начальных классов Е.В.Мазепа, учитель русского языка и литературыг.Томск Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций на уроках литературыАннотация: В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения и поэтому проектно – исследовательская деятельность обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат.Ключевые слова: Проект, проектная деятельность, метапредметные компетенции. Современные стандарты школьного образования переориентированы с традиционных «ЗУН» на универсальные учебные действия, компетенции, – то есть инструменты управления, использования знаниями, умениями, навыками. В свете таких приоритетов особенно востребованным оказывается проектная деятельность. Именно проектная деятельность позволяет развить не только предметные, но и метапредметные компетенции, сформировать способность самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, оценивать результаты своей деятельности, соотнося их с поставленными целями и задачами, причём не в узком предметном коридоре, а в широком межпредметном пространстве. Как считает Г.Н. Василиогло, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. <…> Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. С помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе» [1]. На наш взгляд, возрастные особенности и способности учащихся первых и четвёрных классов существенно разнятся. Поэтому считаем, что начинать, действительно, нужно с проектных задач, переходя постепенно к полноценной проектной деятельности уже в начальной школе, разрабатывая задания, соответствующие возрастным особенностям детей. В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:  1. Мотивационный этап;  2.Этап планирования; 3.Информационно-аналитический этап; 4.Этап реализации проекта; 5.Защита  проекта;  6.Рефлексивный этап» [2].При учёте уже известных в педагогической науке сложностей реализации проектного метода в начальной школе (проекты занимают много времени, реализация проектов требует сформированности таких умений, как создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление; публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности от ребенка, такое умение дается с большим трудом детям, которые не посещали детский сад [3]) наиболее продуктивно начинать проектную деятельность в начальной школе в рамках внеурочных курсов / занятий. Внеурочные занятия, кроме прочего, дают большую свободу в выборе материала, направлений, тем проектов, а, значит, более оптимальны для мотивирования школьников к проектной деятельности и развития личностных компетенций. Для разворачивания проектной деятельности в начальной школе мы выбрали сказку Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Отказавшись от опроса детей – на каком материале они хотели бы работать, мы уточняли – нет ли возражений против конкретного произведения. Согласие учащегося с выбором учителя принципиально в проектной деятельности, так как проект может быть реализован учеником только в субъектной, а не объектной позиции. А личность проявляет свою субъектность только тогда, когда ощущает себя в совместной деятельности – свободным в выборе и ответственным за осуществляемую работу.Выбор произведения был продиктован конкретными соображениями, согласующимися с целым рядом приоритетов ФГОС НОО. Среди которых: гуманитаризация образования, межпредметный и метапредметный подход в преподавании, формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, патриотическое воспитание, основанное на знании и ценностном отношении к родной культуре и истории. В сказке Т. Александрова через образ домовёнка актуализирует информацию об истории русского языка, о фольклоре и мифологии, об истории, а также ставит проблему ценностного отношения к дому и семье, к прошлому своей Родины, к культурным традициям. Отметим, что современные методические разработки учителей доказывают продуктивность работы с фольклорным и литературным материалом для достижения результатов, согласующихся с задачами современного образования. Среди изученных нами – проект для детей первого класса «Живая азбука», проектная деятельность со сказкой «Теремок». Организация проектной деятельности со сказкой «Домовёнок Кузька» проходила в несколько этапов: 1. Чтение сказки [4] и определение (в режиме диалога) возможных тем проектов (с помощью учителя, направляющего логику рассуждений детей);2. Формулирование тем проектов:I. «Мир пословиц и поговорок в произведении Александровой «Домёвенок Кузька». II. «Кузька – хранитель «живого великорусского языка». Словарь слов, употребляемых Кузькой». III. «Образ домового в русском фольклоре и в сказке Т. Александровой «Домовёнок Кузька». VI. «Образы славянской мифологии в русском фольклоре и сказке про Кузьку: кикиморы».VII. «Образы славянской мифологии в русском фольклоре и сказке про Кузьку: лешие». VIII. «Образы славянской мифологии в русском фольклоре и сказке про Кузьку: Баба Яга». IX. «Образ дома в сказке Т. Александровой «Домовёнок Кузька»: дома людей, Бабы Яги, леших, других персонажей». Х. «Пространственная модель сказки: образы города, деревни, леса, болота». 3. Выбор учащимися темы проекта, разделение на рабочие группы (в зависимости от численности класса – по 2 – 3 человека, не более). Определение целей, ожидаемых результатов проекта, сроков выполнения. Обучающая цель (осознаётся учителем) связана с развитием коммуникативных, метапредметных (поиск информации, обработка, систематизация, логическое осмысление и композиционное оформление размышлений, информации), межпредметных (связи литературы с историей языка, фольклором, славянской мифологией, этикой, пр.) и собственно предметных (анализ концепции произведения) способностей. Личностные цели (должны быть восприняты обучающимися и актуальными для них) связаны с 1) развитием представлений о фольклоре, лингвистике, этике, истории для расширения собственного кругозора, 2) с развитием способностей добывать информацию и работать с ней – универсальный навык, необходимый для успешной реализации своих потребностей; 3) с развитием локальных способностей – составлять словарь, исследуя особенности «языковой личности», моделировать (пространство), составлять описание изучаемого объекта, выявлять нравственно-этическое, аксиологическое (ценностное) содержание произведений и так далее; 4) умение работать в группе, осуществляя локальные задачи; способность видеть общую цель и работать на неё, выполняя отдельные задачи. Ожидаемый результат – конкретный, зримый продукт в виде словаря, карты, таблицы, мультимедийной презентации и пр., по качеству исполнения которого можно судить (оценить) степень приближения к поставленным целям. На этапе подведения итогов и рефлексии важным результатом будет готовность детей увидеть продукты своей работы в смысловой взаимосвязи с результатами деятельности других. 4. Выполнение проектов, причём алгоритм выполнения обговаривается с каждой группой обучающихся отдельно. 5. Защита проектов и собирание полученной разными группами информации в единое смысловое пространство. Важно не только понять, изменилось ли у ребёнка представление о смысле сказки в период работы над проектом, но и то, как оно расширилось / трансформировалось / углубилось после ознакомления с проектом каждой группы. Важный вывод, который должен вынести ребёнок из проектной деятельности, – интерактивное взаимодействие с базами данных, внутри группы, между группами не только сложно (особенно это касается межличностного общения в группе, когда видение реализации проекта может разниться), но и продуктивно, обогащает личность, расширяет границы его сознания. Литература 1. Василиогло Г.Н. Проектная деятельность младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: nachalnaia-shkola/proektnaia-deiatelnost-mladshikh-shkolnikov.html2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2009. 3. Зюзина Н.О. Формирование ключевых компетенций у младших школьников в проектной деятельности на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс]. URL: 4. Александрова Т. Домовёнок Кузька. [Электронный ресурс]. URL: