Публикации Нарушение фонематического слуха у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нарушение фонематического слуха у младших школьников
Автор: Давыдова Наталья Александровна

Нарушение фонематического слуха у младших школьниковСтатьяКаждый родитель, отправляя своего ребенка учиться в 1 класс, переживает и надеется на  хорошие результаты в  обучении. Одно из основных условий успешного обучения ребенка в начальной школе является умение различать и правильно произносить звуки родной речи. В многих школах ведется  подготовка к поступлению в первый класс в рамках образовательной программы для дошколят. Но и без помощи на родителей не обойтись: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематический слух.Что такое фонематический слух?  Речь ребенка после четырех лет невнятная, вполне вероятно, что он заменяет или путает звуки в слогах, значит  можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать пробелы. Возможно, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей.Стопроцентный слух — это гарантия внимательности, лёгкости в усвоении нового материала и лёгкой обучаемости в принципе. Ухудшение функции слуха лишает малыша полноценно воспринимать мир, общаться с окружающими людьми, а также замедляет его психическое развитие. Умение слышать тесно взаимосвязано со становлением речи и интеллекта, поэтому чем раньше родители и педагоги займутся развитием фонематического слуха, тем ощутимее будет результат.Для развития фонематического слуха необходимы простые, но  регулярные упражнения для развития фонематического слуха. Именно этот вид слуха позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать различные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.Хорошо ли развит фонематический слух, можно определить по следующим речевым операциям: •    ребенок хорошо слышит необходимый звук в слове, уверенно называет его или говорит, что данного звука нет;•    ребенок различает и понимает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, а также противоположные по значению •    он различает слова, содержащие одни и те же звуки.Мозг ребенка переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована. Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи, анализировать слова.Чем раньше начать развивать фонематический слух, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти малыш. Развитие речи обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре. В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. Ребенка нужно не только  учить распознавать звучащую речь, но и  правильно пользоваться ею.Возможно ли   развить фонематический слух?  Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельные звуки. К 12 месяцам – говорит первое слово. На протяжении второго года учится  произносить слова, вступать в диалог с близкими, однако произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни можно определить первые признаки несовершенства фонематического слуха:•    с трудом  произносит слова, состоящие более чем из двух слогов;•     заменяет звуки или пропускает слоги в словах.Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит от взрослых правильную речь, много общается, то к четырем годам речь малыша улучшается. В собственной речи появляются предложения, состоящие  из нескольких  слов, несущие законченную мысль.  В пять лет дошкольник должен научиться произносить все звуки без исключения правильно, точно воспроизводить их,  слышать слоговое построение слова.Если ребенок  не справляется с лингвистической  нагрузкой, а своевременная помощь в развитии фонематического слуха не оказывается, то  появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. В логопедической практике нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и приводит, в свою очередь,  к проблемам в обучении  русскому языку. Не умея различать отдельные слоги и звуки, школьник не научится анализировать слово, делить его на морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Таким образом, сформируется стойкое нарушение правил графики.Проблем не избежать и в устной речи. Словарный запас слов останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет создавать собственное предложение, интонировать отдельные слова и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и выразительность речи, правильно произносить незнакомые слова. А значит, возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении и успеваемости.Развивать фонематический слух нужно начинать заранее, а не накануне поступления в первый класс. Лучше начинать занятия с трех лет, и в  дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.Работа, педагога или родителя в этом направлении заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:•    понимать смысл и значение каждого звука в слове; •    правильно ставить ударение;•    выделять согласные и гласные звуки. •    делить на слоги;Преодолев этот этап в обучении, можно отлично подготовить младшего школьника к анализу звукового состава слова, дифференциации звуков и правильному произношению их. И, как результат, ребенок быстро овладеет основами правильного чтения и правописания.Для  развития фонематического слуха можно использовать  упражнения. Описание наиболее эффективных способов работы приведены ниже. Методика строится на последовательной отработке шести этапов:1.      Узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);2.      Различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;3.      Различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);4.      Различение отдельных слогов;5.       Различение отдельных звуков речи;6.      Освоение азов анализа и синтеза слов.Чтобы приступить к освоению упражнений, необходимо приготовить материал:  фото и вырезанные из журналов или открыток изображения предметов и изучить методику занятий. Заниматься эффективнее в форме игры, т.к. она является наиболее эффективной и естественной для ребенка.На начальном этапе можно  поиграть в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон колокольчика, шаги человека, лай собаки, шуршание автомобильных шин и т.д.•    «Волшебный мешочек». Вместе с ребенком наполните тканевые мешочки, любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.• «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.•    «Волшебный карандаш». Дать  ребенку возможность постучать обычным карандашом по предметам из  разных материалов: дерева, стекла, металла, бумаги. Затем, отвернувшись, определить на слух, по какому материалу стучит взрослый. •    «Послушай-повтори!». Ребенку нужно будет повторять за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, затем  можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.Второй этап. На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в тональности звучащей человеческой речи.•    «Чей голос?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос. •    «Колобок». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про колобка вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит бабушка, дедушка, колобок, а где речь животных.•    Игра «Поймай звук»В начале игры взрослый  называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук, должен хлопнуть в ладоши.Третий этап. Узнавание слов.•    «Правильно – неправильно». Необходимо приготовить яркие картинки с изображением разных предметов. Взрослый, показывая картинку и малышу,  называет предмет, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корона – корофа, вместо стул – фтул, вместо чашка – чафка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.Четвертый этап. Учимся различать слоги.•    Игра «Слог сбежал». Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".• Игра «Эхо»  Взрослый произносит слово, а ребенок  должен  изобразить эхо, повторив только последний слог.• Игра «Цепочка»  Взрослый называет слово, конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (лист – троллейбус – слон – нос – сова…).Для комплексного корректировки нарушения  фонематического слуха,  необходимы общеукрепляющие и развивающие занятия: зарядка, четкий режим дня, массаж, и другие оздоравливающие мероприятия.Выбирая развивающие занятия, необходимо сосредоточиться на тех, которые стимулируют познавательную деятельность ребенка и дают богатые тактильные ощущения – лепка, рисование пальчиками, игры с крупой, кубиками и пазлами. Развитие  – залог успеха.Еще одна важная рекомендация для родителей:  гаджетыпри отсутствии разнообразия речевого сопровождения и тактильных ощущений лишь тормозят развитие речи. Если родитель комментирует свои действия, тем самым он  пополняет этим словарный запас ребенка. Говорить с малышом необходимо  как можно чаще, рассказывать ему обо всем, что кажется интересным. Дети с большим удовольствием слушают интересные сведения о природе, животных, растениях, людях – обо всем, с чем сталкивается малыш в повседневной жизни. Список используемой литературы1. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - №7.           2.  В.И. Селивёрстов Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994           3.  Р. И. Лалаева Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.ОЮЗ, 2000          4. Р. И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛАДОС, 2013