Публикации Отбор содержания начального образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отбор содержания начального образования
Автор: Чепуков Константин Юрьевич

Доклад по теме "Отбор содержания начального образования" Соавтор: Чепуков К.Ю.Выполнила: Студент гр.- Б-2ДН Мысова О.ВСодержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку её к общественной жизни и труду. Цели образования определяются социальным строем общества. В традиционной педагогике - это так называемый знание-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. В последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Знания - усвоенная учебно-познавательная информация (факты, правила, законы, закономерности, основы наук). Умения - сформированная у учащихся способность совершать действия на основе полученных знаний (использование знаний на практике). Навыки - автоматизированные умения, их быстрое и безошибочное выполнение (автоматизированные умения письма, чтения, счета)Основные функции современного образованияСоциальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека.Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.Осуществляется оно в процессе деятельности.Принципы и критерии отбора содержания образования1.Соответствие социальному заказу2.обеспечение научной и практической значимости учебного материала3.учета реальных возможностей конкретного прогресса обучения:4.обеспечение единства содержания образования с позиций всех учебных предметов5.принцип гуманизацииКритерии отбора содержания образования1.целостное отражение задач формирования всесторонне развитой личности.2.научное и практическое значение содержания образования. Вузе3.соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся данного возраста.4.соответствие объема содержания времени на изучение данного предмета. 5.соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.Задача начальной школы - научить ребенка писать, считать и бегло читать. В целом содержание начального образования должно обеспечить: - основу для всестороннего развития ребенка;- развитие познавательных интересов и активности;- подготовку к продолжению образования в средних и старших классах.Знания, умения и навыки, которые должны получить младшие школьники, - основа для дальнейшего обучения в основной школе, это тот стартовый капитал, который обеспечит успешность их последующей учебы.В структуре знаний, какими должен овладеть младший школь ник, выделяют: - факты;- понятия о реальных объектах и явлениях, которые могут быть сформированы у детей на уровне наглядно-образного мышления;- теоретические понятия, сформированные в результате словесно-логических рассуждений и доказательств.Постепенное накопление таких знаний и чувственного опыта должно готовить важную основу для перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному.В основе учебного материала лежат предметные знания, которые являются системой различных понятий – технических, научных, технологических, определенным образом организованных и сформулированных.Предметными познаниями называются те научные знания, которые в ходе процесса обучения преобразуются в учебные.Все научные знания, в свою очередь, можно разделить на:
  • предметные – к ним относятся описания процессов, объектов, явлений и др;
  • знания о научных методах, с помощью которых осуществляются исследования;
  • знания о научной логике, которые иллюстрируют ход развития науки, процесс разработки процедур и содержание исследований,
  • историко-научные знания, показывающие исторический аспект решения научных проблем, анализ творчества ученых, историю открытий.
  • Сложность учебного материала можно определить по следующим параметрам:
  • насыщенность и информативность (объем содержащихся в нем новых понятий);
  • новизна содержания;
  • количество и частота употребления уже изученных терминов;
  • сложность изложения (в первую очередь это длина и конструкция предложений);
  • сложность построения;
  • степень абстрактности.
  • Основные принципы отбора учебного материалаВ основе этого процесса лежит множество принципов, однако В.В. Краевский смог свести их все к трем основным:
  • соответствие содержания образования современному уровню развития науки, производства и гражданского общества;
  • единство процессуальной и содержательной сторон образования, выражающееся в том, что в нем представлены все основные виды человеческой деятельности в определенной взаимосвязи;
  • структурная целостность содержания на разных уровнях с учетом индивидуальности развития ученика (учебный материал должен быть пропорциональным, уравновешенным и гармоничным в отношении всех компонентов).
  • Критерии и принципы отбора содержания образованияСледуя перечисленным выше принципам, можно сформулировать следующие критерии отбора:
  • Целостность отображения основных частей социального опыта, перспектив развития общества, стремление к многостороннему развитию личности ученика. Этот критерий обусловливает необходимость включения в содержание образования знаний о природе, обществе, культуре, человеке, технике, а также возможности усвоить навыки работы по образцу, изучить творческую деятельность народа, заложить основы формирования ценностного отношения, имеющего важное значение для перехода знания в убеждение.
  • Выделение главного, наиболее существенного во всем многообразии учебного материала, маркировка особенно значимых частей изучаемого, в основном наиболее нужных и универсальных познавательных компонентов.
  • Соответствие возрастным и психологическим особенностям учеников.
  • Соотнесенность со временем, которое выделяется на изучение конкретного предмета.
  • Необходимость учета как отечественного, так и иностранного опыта в построении учебной программы.
  • Соответствие содержания уровню обеспеченности школы материальными и учебно-методическими средствами с учетом перспективы развития в этом направлении.
  • Итогом процесса отбора является документ, определяющий содержание учебного материала по предметам. Все указанные принципы имеют достаточно общий характер, и их реализация зачастую обрастает множеством вопросов. Так, особенности возраста учеников весьма сложно учесть, не разрушив систему науки, деятельности или сферы, которая лежит в основе школьного предмета. Также сложность могут представлять формирование межпредметных, системных знаний о мире, преподавание методов практического преображения действительности вокруг себя, выявление и оценка значимых способностей отдельных учеников, определение исключительной значимости способов, тем, подходов или разделов науки. Для того чтобы решить данные вопросы, необходимо получить оценки экспертов, проанализировать исторический опыт, по возможности проверить отдельные положения экспериментальным путем.Как отбирать новые понятия в области предметного знанияОтбор новых понятий возможен двумя способами:
  • экспертным (в роли экспертов выступают наиболее опытные и компетентные специалисты в области образования);
  • экспериментальным (в качестве объекта эксперимента выступает профессиональная деятельность специалистов, студентов и выпускников, на основе результатов формируется учебный материал).
  • На практике, как правило, применяются оба способа, поскольку они дополняют и взаимно обогащают друг друга.Заключение: При отборе содержания непрерывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в дидактике принципы, но особое внимание обращается на те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми. Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования. Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественно- научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов. Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.Список литературы:
  • Артемьева, В.В. Дидактические условия обучения младших школьников естествознанию средствами компьютерных технологий [Текст]: дис. … канд. пед. наук./ В.В.Артемьева. - Екатеринбург –2007.
  • Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогика, 1987.
  • Краевский, В.В Проблема научного обоснования обучения [Текст] / В.В. Краевский. - М.: Педагогика, 1977.
  • Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. [Текст] / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1991.
  • Лернер, И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1978.
  • Лихачев, Б.Г. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Г.Лихачев. – М. : Прометей, 1993.
  • Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996.