Публикации Конспект урока "Природные зоны России" 8 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Природные зоны России" 8 класс
Автор: Матюхина Любовь Николаевна

8 класс Учитель географии: Матюхина Л.Н.Урок обобщающего повторения по географии в 8классе по теме«Природные зоны России» Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.Цель урока:- Закрепление знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России.Задачи урока:- Закрепить знания о закономерности смены природных зон.-  Пробудить интерес к познанию окружающего мира.- Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.- Развивать познавательный интерес и творческую  активность.Оборудование: - атлас по географии для 8 класса;- природные зоны России (на доске); - раздаточный материал (карточки-задания, тексты с описанием природных зон);- проектор, ИКТ, презентация к уроку, видеоролики).Ход урокаЗдравствуйте! Садитесь. Сегодня урок у нас необычный: во-первых, присутствует много гостей, во-вторых, нашему уроку предшествовала большая подготовительная работа. Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение! II. Коррекционная минутка.– Расшифруйте тему сегодняшнего урока.Эпиграф к уроку: (на доске)«Любить Родину, значит знать её» В. Г. БелинскийIII. Закрепление изученного.– Правильно, это ПОВТОРЕНИЕ. А как вы думаете, что мы сегодня повторим и закрепим? - Чтобы напомнить вам, над какой темой мы работаем уже несколько уроков, я прочту стихотворение.Где-то бушует вьюга,Где-то метет метель,Где-то полгода длитсяДолгий полярный день.Где-то жара и пекло-Солнца лучи горячи,Так нагревают землю,Будто в жаркой печи.Где-то реки, озера,Где-то край топких болот,Где-то с ясного небаИ капля дождя не идет.Где-то сосны и ели,Густой и тенистый лес,Где-то мхи и лишайник-Край пустоты окрест …- О чем это стихотворение?( Это стихотворение о природных зонах России).Так значит, тема нашего урока «Повторение и обобщение знаний о природных зонах России». 2.Целеполагание. Природа нашей страны разнообразна и прекрасна. Величие и красота природы России вдохновляли и вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание выдающихся произведений. Ребята, давайте посмотрите небольшой видеоролик и сформулируем цели нашего урока. (Видеоролик про Россию.) Верно, сегодня наша с вами цель:
  • Закрепление знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России.
  • Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе.
  • Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
  • Хорошо. А… Откуда начинается Россия?С Курил, Камчатки,  Командор?Россия начинается с пристрастьяК труду, терпению, к правде, доброте,Отсюда все дела её большиеЕё неповторимая судьба.И если ты причастен к ней – Россия не с гор берёт начало, а с тебя! 3.Проверка знаний и умений. Отправляемся в географический поход.Станция 1 «Путешествуя по карте»Показать природные зоны России на карте. Станция 2 «Географическая» Допиши предложение1. Какая природная зона занимает острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья? 2. Какая природная зона в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная»?3. Какая природная зона небольшая по площади и расположена на берегах Каспийского моря?4. Какая природная зона находится южнее зоны тундры, с хвойной древесной растительностью? 5. От чего зависит количество природных зон в горах?Расставьте по порядку природные зоныСтанция 3 «Зоологическая». Рассели животных по природным зонамУстановите соответствие между природной зоной и представителями животного мира.Станция 4 «Ботаническая». Рассели растения по природным зонам Установите соответствие между природной зоной и растениями, произрастающими в ней.Станция 5 «Проблемная»Установите соответствие между природной зоной, хозяйственной деятельностью человека и проблемой в природной зоне. - Молодцы ребята! Ну что ж, вы заслужили небольшой отдых. Давайте немного расслабимся, а то, наверное, уже устали сидеть. Встаем!Физкультминутка (2 мин).- Когда я говорю вам «тундра», вы приседаете, когда я говорю «тайга» вы наклоняетесь вправо и влево, когда говорю «лес» - тянетесь вверх, когда «пустыня» - закрываете глаза. Начинаем.Станция 6 «Да» или «Нет». (Мозговой штурм)Ответьте «Да» или «Нет».1.Поверхность тундры сильно заболочена. 2.Тайга занимает юг европейской части России и Западной Сибири. 3.Тип почв, характерный тайге – это серые лесные. 4.К безлесным зонам на территории России относятся тундра и степь. 5.Самым малым количеством высотных поясов отличается Кавказ. 6. В степях водятся бурундуки, белки, лоси 7. В степях преобладают серые лесные почвы 8. Главнейшее богатство тайги - древесина 9.В настоящее время степи в основном распаханы10.Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря.Станция 7 «Многовариантный тест» (Взаимопроверка)1. Какая природная зона расположена на островах Северного Ледовитого океана?А) тайги Б) тундр В) арктических пустынь Г) степей2. Самая большая по площади природная зона России – это…….А) лес Б) степь В) пустыня Г) саванна3. Зоне лесостепей характерны типы почв …..А) каштановые и черноземы Б) черноземы и серые лесные В) серые лесные и подзолистые Г) подзолы и тундрово-глеевые 4. Верхние участки гор, лишенные растительности – это…..А) гольцы Б) альпийские луга В) хвойные лесаГ) криволесье5. Какая природная зона не относится к безлесым?А) пустыняБ) тундраВ) степьГ) тайгаСтанция 8 «Филворд»Отыщите названия природных зон России в сетке кроссворда.Слова могут размещаться в любом направлении, «ломаться» под прямым углом, но нигде не пересекаться.Станция 9 «Природная тропа» (команды отвечают по очереди)Интерактивная игра.1 тур - Какая природная зона описана в стихотворении? Какие слова подсказали вам об этом?Мох и ягель – там и тут,Мошки да комарики…А деревья в ней растут –Маленькие-маленькие.(Владимир Безладнов)Сколько солнца, бездонного неба. Ширь без края... Белесый ковыль. Словно горы чистейшего снега – Солончак средь зеленой травы. (Татьяна Лаврова)На лиственнице расщеплённой Клок шерсти. И - брусничный рай. А ночью - мир посеребрённый Луной, чей заповедан край.(Александр Балтин)2 тур - Какая природная зона изображена на картине? Что подсказало вам об этом? (картины И. Шишкина)3 тур - Отгадайте, о каком животном загадка? В какой природной зоне оно обитает?Мой брат в лесу глухом живёт.Он - сладкоежка неуклюжий.А я в глаза не видел мёд,Живу, где ветер, снег и стужа. Словно царскую корону,Носит он свои рога.Ест лишайник, мох зеленый.Любит снежные луга. Позапасливее всех я:У меня, друзья, щекаВроде сумки для ореховИли, скажем, вещмешка.4 тур - Для каких гор России характерна высотная поясность, представленная под буквой «А» («Б», «В»)? Что подсказало вам об этом?Вопрос группам. Как нужно относиться к природе, чтобы что-то осталось нашим потомкам? (Должны хорошо знать её, беречь и хозяйствовать на земле разумно). (Видео «Берегите природу!»IV Рефлексия (подведение итогов) Я надеюсь, что этот урок вам понравился, и мне хочется, чтобы вы оценили его по пятибалльной системе .5 – отличный;4 – хороший;3 – удовлетворительный;«А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Если трудно вам это сделать, пусть помогут вам одноклассники. Оценка должна быть объективной. Постарайтесь не завышать и не занижать качество своей работы».V Домашнее задание (1 мин).Составить «Визитную карточку природной зоны своей местности».Молодцы! Спасибо за урок