Публикации «Художественно- эстетическое воспитание как развитие творческих способностей обучающихся».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Художественно- эстетическое воспитание как развитие творческих способностей обучающихся».
Автор: Алина Александровна Готовцева

Министерства образования Республики Саха (Якутия)МКУ «Управление образования»МР «Усть-Алданский улус»МБОУ «Тандинская средняя общеобразовательная школа им М.Н. Готовцева»«Художественно- эстетическое воспитание как развитие творческих способностей обучающихся»Работа учителя технологии, ИЗОГотовцевой Алины АлександровныТанда, 2023Статья на тему:«Художественно- эстетическое воспитание как развитие творческих способностей обучающихся».Актуальность и перспективность работы. Гармонизация личности учащихся через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе художественного образования средствами разнообразных видов художественной прикладной деятельности. Синтез интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической деятельности.Новизна разработка собственного подхода организации деятельности обучающихся на уроках, во внеурочное время, элективных курсах, работе с одаренными детьми. Педагог находится в творческом поиске по реализации педагогического процесса, личностно-значимого для каждого обучающего. В процессе обучения осуществляется личностно-ориентированный подход в комбинации с элементами известных методик, творчеством педагога и обучающего.Цель: формирование устойчивого интереса к предметам, к собственному я, кто я на самом деле, могу ли я быть успешным, повышение уровня качества знаний через личностно-ориентированное обучение.Для этого поставлены следующие задачи:- применение в процессе преподавания приемов и методов, содействующих развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности;- включения элементов исследования в различные виды деятельности, творческого поиска;- применение индивидуальных учебных заданий, заданий творческого характера;- обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения;- обеспечение комфортной психологической обстановки на занятиях, уроках;- построение взаимоотношений с обучающими на основе сотрудничества. Проявления личностных качеств обучающихся необходимо уходить по мере возможности от информационно - практического к проблемно – поисковому. Художественно – эстетическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитании. При рассмотрения источником развития художественно-эстетического воспитания является организация кружка «Эко-дизайн»Кружок «Экодизайн» предусматривает создание учащимися полезных самоделок из подручных материалов, то есть использование в качестве сырья вещей, которые обычно подлежат утилизации. В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на воспитание у учащихся способности именно к экологическому и рациональному познанию мира с дальнейшим его преобразованием. Значительное внимание уделяют формированию знаний и представлений об якутских традициях и культуре, народных ремеслах: предусмотрены практические работы по изготовлению якутских сувениров, изделия с якутским мотивом. Применяю в своей работе следующие приемы:- Разнообразие в содержании преподавания основ декоративно-прикладного искусства с включением национальных традиций.- Разработка дифференцированных и индивидуальных заданий различной трудности и объема ( тренировочные; частично-поисковые, творческие)- Вариативность темпа освоения учебного материала.- Изучение декоративно-прикладного искусства на факультативных занятиях.- Включение внеклассных и внешкольных форм художественно - эстетической деятельности (праздники, выставки, посещение музеев, смотры семейных талантов, знакомство с мастерами и народными умельцами и др.);- Опора на семейные традиции художественного воспитания, опыт народных умельцев, мастеров прикладного творчества и народного искусства;- Использование современных электронных средств в учебном процессе. Для достижения цели вижу следующие пути решения этой проблемы: - применение в процессе преподавания приемов и методов, содействующих развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности;- включения элементов исследования в различные виды деятельности, творческого поиска;- применение индивидуальных учебных заданий, заданий творческого характера;- обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения;- обеспечение комфортной психологической обстановки на занятие;- построение взаимоотношений с обучающими на основе сотрудничества. Проявления личностных качеств обучающихся необходимо уходить по мере возможности от информационно - практического к проблемно – поисковому. - Использование альтернативных средств рисования, новых форм самовыражения, различные игровые ситуации с драматизацией сюжета урока позволяют напрямую обращаться к образному чувственному миру ребенка и добиваться положительных результатов. В рамках концепции модернизации школы вовлекаю учащихся в проектную деятельность по проекту «Школа Агроэкэтехнологий – форпост процветания села»: - в рамках предмета изобразительное искусство, технология (выставки работ учащихся, творческие отчеты); - социальные проекты (дизайн и оформление школы, сельских праздниках, юбилеях, свадьбах); - проект по подготовке школьного праздника, изготовлению декораций и костюмов к внеклассным мероприятиям;- работа по заказу, для продажи; Во внеурочное время обучающиеся более глубоко раскрывают свои возможности, участвуя в выставках на сельских праздниках, в районных мероприятиях, ежегодных республиканских фестивалях. Методы исследования:
  • Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, искусствоведению по теме исследования;
  • Беседы;
  • Психолого-педагогические эксперименты с использованием разработки методических подходов.
  • На первом этапе исследования был проведен интегрированный урок. Результат урока в следующем: средства художественно-эстетического воспитания действительно могут оказывать на кружковцев 7-9 классов свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Урок прошел на высоком эмоциональном ноте. Когда прозвенел звонок никто не спешил расходиться, настолько все были привлечены уроком. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Что же было предпринято для развития художественно-эстетических качеств?При рассмотрения источником развития художественно-эстетического воспитания является организация кружка. Для этого были использованы следующие приемы: метод иллюстраций и учебные дискуссии, выступление с докладами на разные темы, самостоятельная работа учащихся – рисование эскизов, вопросы, слушание музыки.В начале эксперимента было проведено психодиагностика для выявления воображения. Для этого было сравнение учеников, которые посещают кружок с непосещаемыми учениками. На кружковых занятиях моды художественно-эстетическое воспитание формируется, если будут разработаны методические подходы. Были использованы следующие методики: «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Моделирование». Результат данного исследования свидетельствует, что у кружковцев и у некружковцев наличие художественно-эстетических задатков стоит на равне, значит воображение у них одинаковые.С целью выявления эстетического воспитания были проведены исследования.Цель: выявление начальных трудовых умений и навыков. Было проведено оценивание изготовленных изделий следующими критериями:
  • Композиционное и дизайнерское решение;
  • Качество выполненного изделия;
  • Приобщение к труду.
  • Результатом эксперимента показал, что ребятам понравилась практическая творческая, самостоятельная работа по изготовлению изделий в частности «Отходы в доходы». Работа членов кружка очень понравилась населению, у учащихся появилось интерес, желание еще работать. У некоторых открылись скрытые способности, таланты. Благодаря применяемой системе у участниц экспериментальной группы значительно вырос уровень эстетического вкуса.Предполагаемый результат:
  • Высокий уровень достижения в конкурсах рисунков на республиканском, российском уровнях, что является прекрасным показателем развития художественно-творческих способностей учащихся.
  • 2. Проведенная экспериментальная работа показала, что девочкам понравилась заниматься модой и моделированием, шитьем. В процессе этой работы у девочек развивается внимательность, творческие способности и прививаются навыки культуры труда и аккуратности. Работая с материалами девочки, приобщились к искусству, развили художественные способности, совершенствовали творческое воображение и художественно-эстетический вкус.3. Все члены кружка участвовали в школьных, муниципальных, республиканских выставках, конкурсах моды и декоративно - прикладного искусства. Неоднократно занимали лучшие места.Заключение Занятия в кружке «Эко - дизайн» способствуют всестороннему развитию кружковцев:
  • Развивается эстетический и художественный вкус;
  • Воспитываются высокие нравственные качества;
  • Приобретаются важные трудовые умения и навыки, знания о профессиях.
  • Наряду со всем сказанным, обучающиеся учатся творчеству, что очень важно для становления интересной, незаурядной личности.