Публикации «Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве».
Автор: Тамара Георгиевна Цыганок

Тема урока: «Поэма "Мцыри": художественное своеобразие. Поэма "Мцыри" в изобразительном искусстве».Цели урока:- выяснить характер Мцыри и его представление о счастье; - определить художественное своеобразие поэмы, роль изобразительно-выразительных средств языка;- анализировать произведение в единстве формы и содержания. Задачи урока:Образовательные:- актуализировать знания о направлении - романтизм, о романтизме в характере героя;- продолжить развитие навыков аналитической работы с текстом;- воспитывать в учащихся способность к критическому мышлению, умение образно выражать свои мысли. Развивающие:- дальнейшее развитие навыков выразительного чтения лирического произведения; - совершенствование умения строить логическое, последовательное высказывание;- дать возможность выяснить, что значит счастье в понимании Мцыри, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;-сопоставлять, анализировать, обобщать, познакомить с иллюстрациями, художниками, иллюстрировавшими поэму «Мцыри» в разное время.Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, художественному искусству: живописи; любовь к родному краю, осознание понятия, что без Родины нет для человека ни свободы, ни счастья.Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний, получение новых знаний.Тип урока: комбинированный урок.Оборудование:  интерактивная доска, презентация с иллюстрациями к поэме, текст поэмы, рабочие тетради. Методические приемы: рассказ учителя; ответы учеников, выразительное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, выбор художественно-изобразительных средств.Словарная работа.Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.Идея — главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.Сюжет — основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).Композиция — построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.Романтический герой — образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее (у активных романтиков).Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.Ход урока.Сегодня у нас с вами заключительный, обобщающий урок по произведению М. Ю. Лермонтова «Мцыри». -К какому жанру относится это произведение? (Поэма).-Дайте определение этого термина.Тема нашего урока непосредственно связана с образами.-Какие образы представлены в поэме? -Прочитайте эпиграф к уроку.«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».В. Г. Белинский.-Как называет В.Г. Белинский (русский писатель, выдающийся литературный критик и публицист) нашего героя? (могучий дух, исполинская натура). Что он использует при описании образа Мцыри? (средства художественной выразительности). Тема урока: «Художественное своеобразие поэмы. Поэма в изобразительном искусстве». Лирика М.Ю. Лермонтова явилась взлетом романтизма в русской литературе.Романтизм-это (дети зачитывают определение). Важные черты романтического героя-гордость и трагическое одиночество. В поэме «Мцыри» лирический герой Лермонтова — герой романтический. Он обладает особыми качествами романтика: борется, страдает, находится в мятежных поисках.А теперь обратимся к записи на доске.Романтический герой - образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее.Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что Мцыри - /романтический герой/- Главная мысль, которую передаёт автор поэмы? (мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью). -Что такое счастье? «Счастье -… такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости … полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.-Что являлось счастьем для Мцыри- это свобода и жизнь в родных местах. Что значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста. (гл.8)(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только мечтой, не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.)В романтическом герое отражается могучая сила, несгибаемость, воля. Приведите аргумент, что это цельная, страстная натура? Его «могила не страшит» (гл5), он жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с бурей» (гл8). Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и испытать себя.Но вместе с тем он - личность глубокая, мягкая и душевная. Герой был раним и чувствителен, он всецело ощущал гармонию природы и всеми силами стремился стать её частью. Поэтому пейзаж в поэме несет особую функцию, так же является героем поэмы. Мцыри воспринимает окружающую действительность как часть самого себя. -Какие изобразительные средства помогают раскрыть образы героев? (эпитет, метафора, сравнение, антитеза, развёрнутые олицетворения, риторические вопросы, восклицания, обращения). С их помощью поэт выражает эмоциональность образов, раскрывает жизненный опыт и представления героев. Исповедь-главный приём раскрытия образа.Эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. ("пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух, рассыпанный аул, сонные цветы, две сакли дружною четой).Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; унестъ в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор гл.9). Облака сравниваются с караваном белых птиц. (Как будто белый караван залётных птиц из дальних стран! Гл.6). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей (я был чужой для них навек, как зверь степной).В этих сравнениях - сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Это противоборство, противостояние природе подчеркивается другим изобразительным средствомАнтитеза-сопоставление двух противоположных предметов, явлений, понятий.Гроза. Монахи её боятся. Для них это олицетворение божьего гнева, небесной кары. Для Мцыриродная стихия! (вольная, свободная).Природа утром: 1) красиво, восхитительно, изумительно (потому что после дождя).2) Мцыри смотрит на неё глазами свободного человека.3) Мцыри заблудился. Природа стала для него врагом ( Лес спутанный (Терновник, спутанный плющом гл. 15, Жаром томим ( И как его палил меня огонь безжалостного дня), огнём сама земля дышала мне гл.21)Барс – частица дикой природы;Мцыри – частица человеческой природы, но загнанный в определенные обстоятельства.Это схватка диких и природных человеческих сил.Каждый из них – частица природыРиторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний.  (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с повторением союзов, предлогов, слов (Гл.15)Тогда на землю я упал;И в исступлении рыдал,И грыз сырую грудь земли,И слёзы, слёзы потекли...Он с детских глаз уже не разСгонял виденья снов живыхПро милых ближних и родных,Про волю дикую степей,Про лёгких бешеных коней...Про битвы чудные меж скал,Где всех один я побеждал!..Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Мочалова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами. (Демонстрация работ разных художников) Мы можем проследить отличия в образах героя, изображенных разными художниками. У каждого из них свой Мцыри. Каждый иначе передает черты лица, телосложение, настроение и эмоции героя.-Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и соотнесите их с текстом поэмы.-Как мы их назовём? (1 – Исповедь Мцыри; 2 – Встреча с девушкой; 3 – Обращение к ….; 4 – Камни… 5 – Поединок с барсом). С 1863 по 2005 год было создано более сорока портретов героя. Л. О. Пастернак изобразил сцену беседы Мцыри с чернецом. В движениях рук героя чувствуется порыв, направленный к свободе, в дикую природу, в родные края. Юный монах противопоставлен статичной фигуре старого чернеца. Художник использовал метод пластических вариаций для индивидуализации образов каждого из героев. Ф. Д. Константинов изобразил Мцыри смелым и сильным. И. С. Глазунов показал его в противоположных состояниях, напряженным и умиротворенным.Попробуйте ответить в чем причина появления столь разных образов одного и того же героя в воображении художников?Герою поэмы присущи качества, которые необходимо обозначить для понимания замысла М.Ю. Лермонтова, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций. - Какой вывод можно сделать из всего увиденного и услышанного на уроке?В многообразии изобразительно- выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. Язык М.Ю. Лермонтова прекрасен, как и мир для Мцыри, полный красок и звуков. - Выставление оценок.Д/З: повторить термины: поэма, сюжет, композиция. Инд. Сообщение о Н.В. Гоголе. Жизнь и творчество писателя.