Публикации
Конспект урока по русскому языку 5 класс. "Богатство и выразительность русского языка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку 5 класс. "Богатство и выразительность русского языка"
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку 5 класс. "Богатство и выразительность русского языка"
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна
Тема урока: «Богатство и выразительность русского языка»Класс: 5Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: 1) дать учащимся представление о богатстве русского языка и речи, повторить имеющиеся у учащихся сведения по лексике, морфемике и стилистике русского языка, осознание учащимися достоинств родного русского языка;2) формирование умения вербализовать своё отношение к нему, развивать логическое мышление;3)воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятие « Родина» Планируемые результаты: Личностные: 1) уважительное отношение к языку; 2) стремление к речевому самосовершенствованию; 3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;2) умение воспроизводить прочитанный текст;3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;2) владение разными видами речевой деятельности;3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета Ход урокаОргмомент Приветствие. Привлечение внимания. Знакомство.Актуализация знаний Все мы с вами граждане великой страны – России. И все мы говорим на государственном языке нашей страны – русском языке. Наш язык не прост и поэтому интересен! На каждом уроке мы с вами будем познавать тайны великого могучего русского языка! А поможет нам в этом наш надежный и верный друг – учебник!Главный помощник в учебе – учебник,Он молчаливый и добрый волшебник,Знания мудрые вечно хранит,Ты сбереги его праздничный вид! (записано на доске)Чтобы уметь пользоваться им, надо знать, как он устроен. Рассмотрим его внимательно.Знакомство с учебником (обложка, форзацы, строение параграфов, приложение 3) Составление памятки «Как обращаться с учебниками». Учитель читает стихотворение (у детей распечатанный вариант)«Твой учебник – твой портрет»Дают вам учебники в школах бесплатно!И это, конечно же, очень приятно.Но в этой приятностиЧто неприятно:Весною учебник сдается обратно…А если ты, скажем, не очень опрятнаИ там на страницах какие-то пятна?..Чернилами синими залитпортрет…В тарелку свалился учебник случайно…Так что же:Отныне твой личный секрет –Не тайна?Какой-то мальчишка из младшегоклассаОтыщет там пятнышкохлебного квасаИ спросит:– Скажите, вы правда такаягрязнуля?Вы этот учебник весною вернулиС большим живописным пятномна обложке!Еще я нашел там следы вашейкошки…Ведь надо же:там, где фамилия ваша,Печать приложила перловая каша!Учебник…Ну, что в нем?Обложка…Страницы.Но он в то же время -Портрет ученицы!Хозяйка учебник зубрит, изучает, -И он, между прочим, весь годне скучает.И может весной доложитьбез утайкиО разных привычках и нраваххозяйки.Вопрос: как же надо обращаться с учебником?Коллективное составление памятки «Как обращаться с учебниками» Запись в тетрадь или напечатанный вариант раздается каждому ученику (вложить в обложку учебника!)Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей. Обращайся с ним аккуратно. Никогда не пиши в учебнике ручкой, записи делай в черновике. Помни: свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему пятикласснику. Формулирование темы урока Разгадайте кроссворд1. что удерживает корабль на месте.2. самое холодное время года3. Чем надо умываться по утрам и вечерам4. Место, где растут цветыВопрос: какова тема нашего урока?(Богатство и выразительность русского языка)Составление кластера «Богатство русского языка» Работа по развитию речи. Высказывания о русском языке (распечатаны на листах А4 или написаны на доске)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то иподарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иноеназвание еще драгоценней самой вещи.Н. В. Гоголь.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этотклад, это достояние, переданное нам нашимипредшественниками...Обращайтесь почтительно с этим могущественныморудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!И. С. Тургенев.С русским языком можно творить чудеса. Нет ничеготакого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было быпередать русским словом. Звучание музыки, спектральный блесккрасок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкоегромыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точноговыражения.К. Г. Паустовский.Русский народ создал русский язык, яркий, как радугапосле весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый,задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? - это весь народ. Это его культура, его язык. А.Н.Толстой.Задание. Прочитайте выразительно понравившееся вам высказывание. Какие мысли появляются у вас после его прочтения?Придумайте сами подобное высказывание8. Итог урокаСинквейн «Русский язык»В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.Синквейн – это пятистрочная строфа.1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).«Русский язык»Великий, могучий.Звучит, учит, творит.Достояние, переданное предшественниками.ГромадаРефлексия ПятерочкаБольшой – для меня важно и интересноСредний – было недостаточноБезымянный – не понравилосьМизинец – мои предложенияУказательный – мне было трудноVI. Домашнее задание.Мини-сочинение. Русский язык – самый богатый язык в мире. Письмо иностранцу.