Публикации "Три критических периода в развитии речи ребёнка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Три критических периода в развитии речи ребёнка"
Автор: Колотова Анастасия Викторовна

Три критических периода в развитии речи ребёнкаКритические периоды в развитии речи могут быть как «самостоятельные» так и сочетаться с другими проблемами - дисфункцией центральной нервной системы, генетическими и т.д.Как правило, выделяют три основных критических периода.
  • Наиболее решающим является первый возрастной кризис.Этот кризис охватывает период с 1 до 2 лет, когда закладываются все психические функции, идет активное овладение речью.Как правило, в этот период происходит «первичное обучение»: восприятие окружающего мира, контакт с родными и сверстниками, имеют огромное значение для развития ребенка.Ведь именно в этом возрасте идет активное формирование нейронных связей, происходит интенсивное развитие корковых зон - что в дальнейшем послужит фундаментом для всего развития.Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то это  заметно затрудняет дальнейшее усвоение навыков.
  • Второй кризис происходит в 3 года, когда у ребенка активно формируется связная речь, а также происходит переход от ситуативной речи («Дай»), к контекстной (« я хотел есть, мама дала мне суп»).Этот «переход» требует большой согласованности в отделах нервной системы: внимания, памяти, речевого аппарата и т.д.Поэтому любое нарушение в нервной системе, даже самое минимальное, влечет за собой ряд проблем в речевом развитии. Может возникнуть отставание речевого развития, заикание, негативизм.
  • Третий период происходит в возрасте 6-7 лет, когда начинается развиваться письменная речь. В этом возрасте дети идут в школу, возрастает нагрузка (особенно на  центральную нервную систему).
  • Стресс, завышенные требования, новая социальная среда - все это может вызвать срывы в работе нервной системы ребенка. Обычно, именно в этот кризисный период у детей возникает дисграфия, дизартрия, дислексия.Чтобы избежать такие расстройства, рекомендуется тщательно наблюдать за речевым развитием своего ребенка в эти критические периоды, и при любой проблеме, не тянуть время, а сразу обращаться к специалистам.