Публикации
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории через призму интернет-мемов.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории через призму интернет-мемов.
Автор: Веденяпина Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории через призму интернет-мемов.
Автор: Веденяпина Ирина Александровна
«Дружба народов – единство России»СекцияСовременныеформатынравственно-патриотическоговоспитания (для педагогов).Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории через призму интернет-мемов.Исследовательская работаМБОУ «Многопрофильный лицей №185»Советский района г.КазаньАвтор: Веденяпина Ирина Александровна,учитель истории и обществознанияКазань,2023ОглавлениеВведениеГлава 1. История гражданско-патриотического воспитания Глава 2. Патриотическое воспитание школьников через призму интернет-мемов.2.1. Формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков с привлечением интернет – мемов на уроках истории2.2 Анкетирование учащихся и анализ результатовЗаключениеСписок использованной литературыВведениеСобытия последнего времени, происходящие в нашей стране – духовный кризис, очевидным проявлением которого является упадок общественной морали и, как следствие отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров, экономическая дезинтеграция, утилитаризм в системе ценностей, непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения – оказали неблагоприятное влияние на общественное сознание. Особенно это отразилось на подрастающем поколении. Поэтому проблема гражданско-патриотического воспитания детей и подростков постоянно находится в центре внимания общества. Правительством нашей страны была принята "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", в которой, в частности, говорится, что важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и гражданственности, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности обучающегося. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юношество – это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, формирования качеств достойного гражданина нашей великой Родины. Формирование гражданско-правового сознания, участие подростка в решении общественно значимых задач – одна из неотложных общественных педагогических задач. Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны), обществознания помогают определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания. Жизнь убедительно доказывает, что ведущим компонентом в этом процессе является школа. Огромный воспитательный потенциал несут в себе многие школьные предметы, и, в частности, «история» и «обществознание». Через уроки и внеклассные мероприятия этого профиля можно и нужно проводить патриотическое, нравственное, эстетическое и, конечно же, гражданское воспитание. Как сказал известный российский историк Н.М.Карамзин: «История делает человека гражданином». И спорить с этим трудно.в гражданско-патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:• изучение истории семьи ребенка;• изучение истории родного края;• изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).Формированию чувства любви к Родине у подрастающего поколения на современном этапе будет способствовать решение следующих задач:• расширить мотивацию изучения истории Отечества;• воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;• привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);• создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.Через уроки истории, на примере великих общественных деятелей, выдающихся граждан нашей страны, формирующаяся личность – ребенок должен определить и свою позицию по отношению к обществу и стране, свой русский, российский взгляд на такие понятия, как «ответственность перед обществом», «соотношение личного и общественного», «гражданский долг», «патриотизм». История учит тому, что во все времена русский человек общественные интересы ставил выше личных, а гражданский долг преобладал над частнособственнической позицией. И этим был селён русский народ, и в этом один из источников его непобедимости. Вспомним, хотя бы, Смутное время начала XVII века (кстати, ряд специалистов даже пытались проводить параллели этого периода с тяжелыми временами начала 90-х годов XX века). Чтобы спасти Отечество и прогнать польско-литовских захватчиков с родной земли, на организацию отрядов народного ополчения Минина и Пожарского, россияне отдавали последнее, не держась за «нажитое». И именно усилия народа России, а не государственной власти, спасли страну. А во времена наполеоновского нашествия?! Русские люди, при приближении захватчиков, без жалости жгли свои дома и амбары, все, что, наживалось долгие годы упорным трудом, что бы не досталось врагу, а оставшись, образно выражаясь, «в одной рубашке», не раскисали, не хныкали, а движимые патриотическими чувствами, помня свой гражданский долг, брали в руки топор или вилы и шли в лес, в партизаны, бить французов. Вот исторические примеры высокого патриотизма, общественного и гражданского самоопределения, которые должны быть усвоены подрастающим поколением. И таких фактов в истории нашего народа предостаточно. Только представить их ребятам, «подать» нужно ярко, образно, красочно, чтобы дойти до самых глубин детского сознания, детской души. И тогда формула «Моя хата с краю, я ничего не знаю», или «Своя рубашка ближе к телу» никогда не станет жизнеопределяющим принципом нашего человека.Исходя из выявленной проблемы, я сформулировала тему исследования: гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории через призму интернет-мемовЦель: изучить эффективность использования интернет мемовткак инструмента патриотического воспитания молодежи.Актуальность избранной темы может быть объяснено рядом причин. Во-первых, воспитание патриотизма и гражданственности является приоритетным направлением государственной политики в РФ. Об этом отчетливо представлено в Конституции РФ, других нормативно-правовых актах и государственных программах. В статье 67.1 пункт 4 Конституции РФ отмечается, что дети и их воспитание, патриотизм, гражданственность, почитание старшего поколения, приоритет семейных ценностей, создание условий, которые способствуют формированию гармонически развитой личности, интеллектуально и физически – одна из задач государства. Гражданско-патриотическое воспитание здесь выступает одним из важнейших фундаментов современного общества. Только идейно сильные и образованные люди, воспитанные в духе гражданственности и патриотизма способны сохранить и преумножить богатства нашего многонационального народа, сделать страну сильной и непобедимой. Во-вторых, в условиях сложного и стремительно меняющегося мира, высокой конкуренции и ограниченности ресурсов в мировом сообществе, за последние десятилетия обострились различные проблемы и военные конфликты, образовались жесткие геополитические противоречия. Одним словом, идет война на уровне идеологий и информационного воздействия за умы подрастающего поколения. Последние события на Украине, а также санкционное противостояние коллективного Запада против России показали стойкую необходимость патриотического воспитания школьников, как залог стабильного развития российского государства. Ведь давно известно, что только образованные и хорошо воспитанные граждане своего государства способны отвечать на все вызовы исходящие как внутри страны, так и за ее 3 пределами, бережно относиться к своему языку, истории и культуре, осознавать себя частью великой и большой державы, гордиться ее достижениями и победами. В-третьих, современная система образования за новейшую историю претерпела значительные изменения, как по содержанию, так и по форме. В новых условиях в связи с появлением Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) нового поколения открылись новые возможности в области гражданско-патриотического воспитания, значимость которого отражено в стандарте, в других нормативно-правовых документах и государственных программах. На основе государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в образовательных учреждениях страны создаются специальные программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, что является одним их приоритетных направлений в работе современной школы. Широкий простор реализации этих программ находит подтверждение в ФГОС, который не ограничивает возможности проведения воспитательных мероприятий, как в урочное, так и во внеурочное время. Объект исследования – патриотизмПредмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.Цель данного исследования: разработать программу патриотического воспитания учащихся.В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках; изучить научную литературу по данной теме; составить несколько анкет для разных школьных возрастов; провести анкетирование учащихся; проанализировать данные анкет; Основу данной работы составляет эмпирическое исследование активности использования молодежью различных интернет-ресурсов и возможность их влияния на стереотипное восприятие понятия «патриотизм» в молодежной среде. Важность данного исследования заключается в разработке и апробации способа преодоления стереотипного мышления посредством создания информационно-коммуникационного пространства в социальной сети и механизма формирования молодежного интернет-сообщества, разделяющего качественно новый подход к пониманию патриотизма. Исследование проводилось в двух направлениях: во-первых, проанализированы данные, полученные в результате анкетирования молодежи – воспитанников МБОУ «Многопрофильный лицей №185», респондентами выступили 150 воспитанников. Во-вторых, были проанализированы данные социологических исследований, проводившихся в России в 2022гг. для выявления роли Интернета в процессе социализации молодежи. Теоретическую основу исследования составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные информатизации образования, педагогические исследования по проблемам использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Целью обзорного анализа явилось выявление причин и особенностей интернетизации российского общества, при которой нынешнее молодое поколение проходит путь социализации, существенно отличающийся от траектории взросления прежних поколений Глава I. История гражданско-патриотического воспитания Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности существующему государственному порядку. Длительное время в официальной педагогике основу воспитания патриотизма составляла идея подчеркивания положительных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других стран - плохая услуга Отечеству. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.В истории России в конце XVIII века имело место «критическое» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной истории и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна золотая середина. Как этого достичь? Материалы реформы средней школы . указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании истории, нравоучений на патриотические темы. «Необходимо, однако, помнить, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как путем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого, живо говорящими детскому уму и сердцу. Отрешенные от исторической действительности назидательные речи преподавателя с нравоучениями на патриотические темы, внося в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извратили бы доброе воспитательное средство, и повели бы к прямому педагогическому злу» (2.с.25). Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему доверие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требование устранения из преподавания неправды и тенденциозности. В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось преданностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент переносился на изучение роли народных масс в истории, классовой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи через изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насыщенности всего учебного процесса и, в частности, уроков истории. Необходимо было подготовить школьников к любым испытаниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина,: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа»(3,с.25) .В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, исключался менее значимый в сложившихся условиях материал. Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправданно тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи отправлялись на фронт, вступали в партизанские отряды. Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к истории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало. В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уроках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристическая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль стало играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литературы и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды самостоятельной работы. Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова и др. Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исторические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Проводились ученические конференции «Патриотизм русского народа», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Исторические вечера с сообщениями и докладами школьников, велась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к памятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.А стоило ли отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавших наше Отечество? Патриотизм - это «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».Существует множество толкований слова «патриотизм»:- патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [4,с.];- патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [5,с.];патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины [3,с.]. Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод: гражданско-патриотическое воспитание ни уроках истории, обществознания и во внеклассной работе - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью. Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это и психологическое потрясение, пронизавшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.Глава 2. Применение элементов визуализации характерно для любых этапов обучения, область их применения неизменно расширяется. В современных условиях существует значительное количество средств для визуализации, и особое внимание привлекают современные информационные технологии. Сегодня обучающиеся ежедневно сталкиваются с интернет-мемами, которые являются одним из наиболее популярных видов развлекательного контента в Интернете. Они возникают и первоначально распространяются чаще всего среди молодежной аудитории и среди тех, кто имеет желание и возможность достаточно долгое время проводить в Интернете, поэтому они несут на себе мощный отпечаток молодежной субкультуры, специфического юмора и их, в свою очередь, можно вполне успешно интегрировать в образовательный процесс [2]. К тому же интернет-мемы зачастую содержат цитаты из книг, журналов, субтитры из мультипликационных / художественных фильмов, сериалов, афоризмы великих людей, а также поговорки и пословицы. В широком смысле интернет-мем – это любой визуальный элемент интернет-коммуникации: изображение с сопровождающей надписью, видео- или аудиозапись, которые распространены в интернет-среде и содержат какую-либо информацию. Их особенность заключается в способности приковывать к себе внимание и надолго оставаться в памяти посредством своей необычности и уникальности (у многих интернет-мемов есть свой собственный стиль, узнаваемый многими пользователями сети Интернет), краткости, в способности вызывать отклик как содержанием, так и оформлением [3].Функции интернет-мемов:Информирующая (использование мема как сообщение информации из школьной программы), носит второстепенный характер; Аффилиативная (объединение в одну команду участников образовательного процесса (преподавателя и обучающегося)); Аффективная; Развлекательная; Творческая. Прежде всего преподавателю стоит определить, для решения каких образовательных задач мем будет использован на уроке. Выделим следующие направления: мотивация обучающихся на начало изучения новой темы, т.е. формирование заинтересованности. Преподаватели часто вводят новую тему с помощью картинок. Для этой цели прекрасно подойдут интернет-мемы –привлекут внимание учащихся к теме и вовлекут в процесс обсуждения (рис. 1). Рис. 1.2) развитие определенных универсальных учебных действий. Информацию, заложенную в меме, преподаватель может использовать как источник, из которого обучающимся необходимо извлечь, проанализировать и сопоставить с историческим или социальным контекстом информацию, сформулировать проблему или сделать вывод. Такой подход способствует развитию критического мышления у обучающихся [1]; 3) систематизация знаний и компетенций по определенной теме, подготовка к проверочным работам по тематическому разделу; 4) использование мема, как средства создания интеллектуальной игры и загадки;5) использование мемов для развития творческого потенциала, когда обучающемуся предлагается самому сделать мем на определенную тему. Однако в процессе использования практики создания и представления образовательных мемов преподавателю необходимо осознавать свою ответственность за создание данного вида контента. Безусловно, зачастую готовые мемы на просторах интернета не являются эталоном грамотности. Очень часто мемы содержат грамматические и лексические ошибки, допущенные авторами умышленно. Однако это также можно использовать на уроке в качестве задания на исправление лексических или грамматических ошибок. Рекомендуется внимательно подходить к качеству создаваемых мемов и частоте их воспроизведения на уроках. Ведь использование подобной информации при нерациональном подходе может иметь и негативные последствия. Использование подобных нестандартных методов преподнесения информации должно быть дозировано и не превышать разумных пределов, вне которых учебный процесс превратится в развлечение и не даст необходимого объёма знаний. Важно также убедиться, что мем в любой форме содержит не только юмористическую часть, но и теорию для изучения либо закрепления, поэтому для создания не развлекательного, а именно образовательного мема, обучающийся должен четко понимать требования к рассматриваемому методическому материалу. 2.1. Формы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков с привлечением онлайн-ресурсов и ИК-технологий.На данный момент мною накоплен немалый положительный опыт применения ИКтехнологий в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения. Для решения задач в патриотическом воспитании привлекательным для молодежи является ролевое погружение, квесты, соцсети, геймификация, интеллектуальные игры, такие как: «Исторический КВИЗ», посвященный битве за Москву во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (платформа MyQuiz), областная онлайн-викторина, посвященная Дню Героев Отечества (платформа Google.com), районная викторина «Битва за Москву», «Государственные символы России» (платформа Learning apc), «Географический диктант», «Исторический диктант» онлайн-формат. Областная онлайн-смена «Мы граждане России» (ВКонтакте), исторический квест «За пределами» онлайн-формат, всероссийский исторический квест «Наша Победа», онлайн-игра «Победы России», онлайн-эстафета «Юнармейский вызов», Всероссийский турнир «КиберВесна», онлайн-КВН.Активно используется сайт «ЮНАРМИЯ» как учащимися, так и педагогами дополнительного образования (разделы: образование, «Игры», «Тесты», «Библиотека», «Аллея памяти», «Доска почета», «Минута Славы», «События», «Проекты» и т.д.). А также информационно-образовательные ресурсы:– Фонд Развития Интернет дети онлайн – – Информационный портал «Дети России Онлайн» – – Журнал «Дети в информационном обществе» – – «Мемориал» – электронный архив – – Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» – – Поиск документов о Героях Войны – – Поисковое движение России – – Учебный центр (база знаний по военным предметам и дисциплинам) – – История войн – – Новосибирская область «Геральдика.ру» – – Музеи России – – Российское военно-историческое общество (памятные даты военной истории России) – – Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество» – – Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России – – «Президентская библиотека» – – «Центр патриотического воспитания» – – «Памятная дата военной истории России» – .В целях популяризации отечественной истории и патриотического воспитания молодежи с помощью информационных технологий и медиа запущен проект «Медиапобеда». Команда волонтеров занимаются производством позитивного контента: пишут статьи, снимают фото и видео, ведут группы и аккаунты в социальных сетях, создают дизайн. Активисты создают медиапоток, несущий в себе исторические, интересные и познавательные инфоповоды. Ребята рассказывают о том, чем занимаются Волонтеры Победы и как можно к ним присоединиться.На сегодняшний день очень популярно онлайн-обучение, это и курсы повышения квалификации («Экстерн», «Волонтеры победы»), проводятся онлайн-совещания через (Zoom, Discord, Microsoft Teams, Skype, Webinar) для педагогов дополнительного образования. Для учащихся: онлайн-тренинг «Мотивация», онлайн-уроки Мужества (с просмотром видео на военно-патриотическую тематику), онлайн-занятия «Общая физическая подготовка», «Сборка и разборка автомата».Повысился уровень потребления медиа: качественные фильмы и телешоу для детей (Smart Feed), детские книги (Ebookadabra). Активно используется в патриотическом воспитании просмотр видеофильмов: «Покровские курсанты», «Солдатик», «Танк-Т34», «Мы из будущего» и т.д. Появилась возможность смотреть: онлайн-оперы, балеты, спектакли, кинофильмы, архивы лекций и рассказов, видеогалереи, виртуальные поездки по миру (Learn Around The World). Посетить цифровые музеи: «Эрмитаж» – , , «Третьяковская галерея» –, «Музей истории искусств» – Kunsthistorisches Museum, «Государственный Русский музей» (Санкт-Петербург) , Британский музей, онлайн-коллекция одна из самых масштабных, более 3,5 млн экспонатов , Британский музей, виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальном YouTube канале , музей изобразительных искусств в Будапеште , музеи Нью-Йорка – виртуальные коллекции и экскурсии, архивы лекций и рассказов самих художников . Онлайн экскурсии на портале yunarmy.ru: «ЮНАРМИЯ» выходит в космос, «ЮНАРМИЯ» идет в «мифическую» квартиру, «ЮНАРМИЯ» познает русскую живопись, «ЮНАРМИЯ» посмотрит на мир глазами Ван Гога, «ЮНАРМИЯ» познакомится с современным изобразительным искусством. Виртуальная реальность в патриотическом воспитании – «Исторический квест – комната».Использование в патриотическом воспитании мобильных образовательных приложений, таких как «HP Reveal»; «Kahoot!»; «QR-сканер»; «История России»; «Энциклопедия бронетехники»; «Сборка разборка АК-74»; «Военная техника»; «День Победы»; «Ориентирование для начинающих»; «Тактическая карта»; «Спортивное ориентирование»; «Юнармия»; «Богатства леса справочник»; «Советы туристу»; «Советы спасателя»; «Наша страна»; «История войны»; «История России (даты и события)».Что касается критического мышления, то существуют фейки и фальсификации патриотического контента:– ошибки дизайнеров: грамматические ошибки, неправильно назван герой, неправильное расположение текста, изображения на макете, художники не консультируются у историков, размещая совершенно противоположную информацию;– фотографии не существующих личностей (специально созданные фейки, обработанные на фоторедакторе);– мультипликативность фейк-новостей – это искусственно создаваемый спрос на негативные новости, с целью спровоцировать волну негодования и внедрить провокацию;– фейковая (отрицательная и оскорбительная) информация используется как агитационный материал, для внедрения отрицательного мышления людей. При этом бросает тень на государство и власть в целом.На занятиях по критическому мышлению можно, помимо выполнения упражнений, организовать просмотр видео на YouTube «Что такое критическое мышление?», «Почему крайне важно подвергать сомнению допущения?», «Почему логика – великая вещь, пока не доказано обратное?», «Разнесем свидетельства в пух и прах», «Почему важно доказать, что другие ошибаются», «Сколь опасна одержимость причиной и следствием», «Десять заповедей критического мышления». Активно использовать в своей деятельности «Фактчекинг» (технический и смысловой).2.2 Анкетирование учащихся и анализ результатовВажно отметить, что в настоящее время молодежь, в большей степени, использует возможности Интернета как инструмент повседневной коммуникации. При этом особенную популярность среди других интернет-сервисов приобрели социальные сети. По данным ВЦИОМ доля активных пользователей среди молодежи до 24 лет достигает 90 % и выше [2]. Важно отметить, что самым востребованным ресурсом в молодежной среде являются социальные сети. По данным аналитического центра Brand Analytics в тройку лидеров вошли соцсеть «ВКонтакте» – лидер ТОП-25, видеохостинг YouTube – второе место рейтинга, и Instagram – третье место, Facebook оказалась на четвертом месте, а на пятом – Telegram [3]. StatCounter и Яндекс.Радар провели исследование и собрали подборку самых популярных социальных платформ в сети Интернет за 2022 год в России[Приложение 1].Почти две трети (64%) респондентов от 10 до 18 лет заявили, что считают себя патриотами России. Общий уровень патриотизма в этой возрастной группе сохраняется на том же уровне, что и осенью 2019 года, когда об этом заявили 62% опрошенных.Глубинные интервью показали, что респонденты этого возраста понимают патриотизм как достаточно сильное чувство, которое приравнивается к любви и сложно описать рационально. Многие участники исследования отмечали, что ранее никогда не задумывались, насколько они сильно любят Россию, т.к. сами не задавали себе этот вопрос. По мнению самих школьников и их родителей, чувство патриотизма подкрепляется в том числе за счет более глубокого знания истории и культуры своей страны, а также совместного участия детей и родителей в таких мероприятиях как "Бессмертный полк".Одновременно исследование выявило динамику мнений о том, что можно считать предметом гордости россиян. Если в 2019 году чаще отмечалось, что Россия может гордиться природой (13%) и большой территорией (11%), то весной 2022 года респонденты чаще говорят о гордости Российской Армией (19% по сравнению с 5% в 2019 году) и выдающимися личностями (11% по сравнению с 2% в 2019 году). Как в 2019, так и в 2022 году тройку наиболее часто упоминаемых предметов гордости входит российский народ: люди, человеческие качества, общий дух и менталитет (12% в 2019, 11% в 2022).В то же время доля тех, кто хочет остаться жить в России, за последние два года значительно увеличилась (с 59% до 73%). Если в 2019 году о готовности переехать в другую страну заявили 34% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет, то в 2022 году - только 20%. Молодые участники качественного исследования объясняли свое желание остаться в России любовью к стране и гордостью за нее, нежеланием привыкать к другим законам и языку, желанием жить в большой стране.Более 80% опрошенных уверены, что есть страны, которые относятся к России лучше или хуже, чем другие. Среди дружественных стран, как и в 2019 году, наиболее часто называли Китай, Беларусь и Казахстан. В то время как среди враждебно настроенных - США и Украина, а также европейские страны (Германия, Великобритания, Франция, Польша).Я провела социологический опрос учащихся 5- 7 классов (150 чел). Результаты показали, что патриотизм это - любовь к Родине – 100 % учащихся, любовь к природе – 25 %, защита отечества – 92 %, верность Отчизне – 100 %, почитание законов – 23 %.- считаете ли вы себя патриотами? «да» - 88 %, «нет» - 3 %, «частично» - 4%,«не знаю» - 5%.- каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе? дружелюбное – 53 %, равнодушное 27 %, терпимое - 12 %, отрицательное – нет; я к ним отношения не имею – 8 %[Приложение 2].ЗаключениеС детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.На протяжении всей нашей истории одним из основных причин, которые могли бы сплотить наш народ, помочь преодолевать трудности и проблемы являлся патриотизм. Я думаю, что патриотизм может определить духовную ценность общества. Роль патриотизма в основном растет, когда объективное развитие государства сопровождаются различными конфликтными ситуациями, когда жизнь граждан может быть под угрозой, а, то есть, есть напряженность в обществе. Среди множества не решаемых вопросов современности особенно выделяется проблема патриотического воспитания молодѐжи.Список использованной литературы: Библиографический список1. Жиров А.А. Образовательные мемы как элемент steam-подхода на уроках гуманитарного цикла//Сборник материалов дистанционной конференции. Калининград. 2022 г. С 33-36.2. Загоруйко А.О., Ефремова М.А. Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства // Вопросы методики преподавания в вузе. 2019. Т. 8. № 28. С. 12–21. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.28.013. Сидоров К. А., Захарутина Д. А. Перспективы использования интернет-мемов в качестве вспомогательного инструмента в рамках образовательного процесса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – (дата обращения: 07.11.2022).Приложение 1Анкета«Социальные сети»1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей? да нет2. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем? Да нет3. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы: Facebook, BK, Одноклассники, Twitter, Ask, Instagram, Вконтакте, другое__________________________________Приложение 2Анкета "Патриотизм"патриотизм это - любовь к Родине любовь к природе защита отечества верность Отчизне почитание законов считаете ли вы себя патриотами? «да» «нет» «частично» «не знаю» 3. каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе? дружелюбное равнодушное терпимое отрицательное я к ним отношения не имею