Публикации
"Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Автор: Балабанова Вероника Кареновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Автор: Балабанова Вероника Кареновна
Сенсорное развитие детей дошкольного возрастаСенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, в результате которых формируется его понимание собственных ощущений, представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.Так дети учатся получать информацию о среде вокруг них и правильно ее трактовать. Например, ребенок слышит звуки, и постепенно начинает идентифицировать их как музыку, голос или шум. Или ощущает что-то тактильно, и понимает: это мамина рука, а это капли дождя, а вот сейчас я глажу кошку. Аналогично это происходит со вкусами, запахами и визуальными объектами.Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое; осязательные ощущения, определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи:В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет): накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).В младшем дошкольный возрасте — (от 3 до 4 лет):- формирование сенсорных эталонов;«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.Малыш учится объединять предметы по одному или нескольким признакам. Также активно развивается аналитическое и логическое мышление.В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет):- обучение детей способам обследование предметов;- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет): - различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).- складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а так же о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга ( за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т.д.)- знания становятся четкими, структурированными.Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Как знакомить ребенка с признаками предметов?Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме. была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы. Во время воспитания сенсорики обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.