Публикации Разработка урока по теме "Общая характеристика рыб"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка урока по теме "Общая характеристика рыб"
Автор: Жиркова Рея Николаевна

Тема урока: Общая характеристика рыб. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыбехнологическая карта изучения темы)План урока:
  • Орг. момент (1 мин): приветствие, ознакомление с рабочим листом.
  • Актуализация знаний (3 мин): Вспомните, пожалуйста, какими общими признаками обладают хордовые? (слайд 1)
  • Определение темы урока (2 мин). «Черный ящик» - отгадать, кто находится в нем: Ног нет, а движется; перья есть, а не летает; глаза есть, а не моргает. Кто это? (рыба)
  • – Итак, назовите тему урока: Тип Хордовые. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы.
  • Этап целеполагания (4 мин): А сейчас посмотрите свои рабочие листы и скажите, что надо знать по данной теме.
  • Учебные задачи:1. Среда обитания.2. Особенности внешнего строения в связи с жизнью в водной среде.3. Лабораторная работа «Внешнее строение рыбы».
  • Этап реализации учебной деятельности (20 мин): Обратите на экран проблемный вопрос. Якутский карась испокон веков является излюбленной пищей нашего народа. Так в чем же ее отличительная особенность от других рыб?
  • На это вопрос мы ответим после изучения темы. А сейчас давайте находить ответы на поставленные задачи урока. Вам предлагается...(слайд)– Посмотрите, перед вами некоторые представители рыб. Можем сказать, что все они одинаковы? (Нет)Признаки отличия  рыб друг от друга:1. По форме тела  (зависит от глубины).2. По размерам: от 1 см (аквариумные)  до 20 метров (китовая акула), соответственно и по массе. 3. Разный диапазон обитания, разные температурные условия от – 2°С до + 50°С.4. Разной окраски (мимикрия рыб).- Сколько классов различают у рыб? Заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 91:– Какие вы выделили общие признаки рыб? (На экране появляются правильные ответы)1. Форма тела: обтекаемая.2. Части тел: голова, туловище, хвост.3. Покровы тела: чешуя, слизь.4. Наличие плавников: парные и непарные.5. Жаберные  щели.6. Органы чувств: рот, глаза, ноздри, боковая линия.Нам осталось решить последнею задачу, поэтому переходим к выполнению лабораторной работы.Лабораторная работа. Сравнение внешнего строения карася и сельди (12 мин).
  • Рассмотрите форму тела рыб и объясните, почему различаются: крась – тело короткое и высокое (лучшая маневренность в густых тростниках и камышах); сельдь – удлиненное тело.
  • Рассмотрите окраску  тела рыб. Карась – спина темная, брюхо светлее, сельдь – синеватая спинка, серебристые бока и брюхо. Почему разная окраска?
  • Рассмотрите, как на теле  располагается чешуи. Все ли они одинаковые?
  • На голове рыбы найдите  ноздри, жаберные крышки, боковые линии. Рассмотрите глаза (без век).
  • Найдите на теле рыбы парные плавники (грудные, брюшные), непарные плавники (спинной, анальный и хвостовой).
  • Посмотрите внутренности рыбы, обратите внимание на кишечник: у карася – чистый, пустой; у сельди – есть содержимое.
  • Сделайте вывод: в чем же состоит принципиальное отличие карася от сельди? Можем ли мы предположить, почему наш карась вкуснее и питательнее?
  • РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УРОКА: карась, в отличие от других рыб, имеет опорожненную пищеварительную систему, т.к. они почти не едят водоросли в виду их отсутствия в местах обитания, а потому вынуждены искать животную пищу в иле.Этап контроля знаний (5 мин). А теперь проведём итоговый контроль. Ответить на тест (9 б).1.  Большинство рыб относится к классу:А)  костных;            Б)  хрящевых;                          2.  Плавательный пузырь выполняет функции у рыб:А)  только гидростатические;Б)   гидростатические, дыхательные, функции поддержания постоянства состава крови.3. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:А)  кожными железами;                               Б)  чешуей;        В)  боковой линией.4.  У рыб глаза всегда открыты, потому что:А)  веки срослись и превратились в неподвижную оболочку;Б)  веки отсутствуют;                                   В)  веки неподвижны.5.  Оплодотворение у рыб:А)  внутреннее;                              Б)  наружное6.   Кровеносная система у рыб:А)  замкнутая;      Б)  незамкнутая;       В)  замкнутая у костных, незамкнутая у хрящевых.7. Жаберные тычинкиА) помогают поглощать кислород                  Б) помогают усваивать переваренную пищу В) препятствуют выскальзыванию пищи через жаберные щели Выберите три верных ответа из шести.8. Какие из перечисленных организмов относятся к отряду костно-хрящевых рыб?1) белуга,                                  2) катран,                           3) осетр,4) сазан,                                    5) стерлядь,                        6) треска.Этап домашнего задания (1 мин). стр.90-99. Подготовить сообщение по выбору «Промысел рыб» или «Подвиды карася». Информация для учащихся:Ценность якутских карасейЦенят карася в Якутии за питательность, так как он богат на витамины А, С и Е. Это позволяет уберечься от такой неприятной болезни, как цинга. Местная якутская кухня практически ничего не оставляет после пойманного карасика. Удаляются несъедобные компоненты - жабры, чешуя и желчь. Все остальное идет в пищу. Отличительной особенностью якутского карася является то, что при его готовке в подавляющем большинстве случаев не нужно удалять и выбрасывать кишечник. Его также можно употреблять в пищу! Связано это с тем, что рыба, пойманная в начале зимы или в начале весны, имеет опорожненную пищеварительную систему. Другими словами, в кишках у карася ничего нет, так как зимой рыба не ест. Да и летом они почти не едят водоросли в виду их отсутствия в местах обитания, а потому вынуждены искать животную пищу в иле. По этой причине характерный привкус тины у якутской рыбы отсутствует. Вот поэтому, принципиальное отличие якутского карася, как это ни странно, состоит во вкусе.