Публикации
Воспитание человека на уроках литературы по системе Е.Н.Ильина
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание человека на уроках литературы по системе Е.Н.Ильина
Автор: Власова Мария Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание человека на уроках литературы по системе Е.Н.Ильина
Автор: Власова Мария Викторовна
Воспитание человека на уроках литературы по системе Е.Н.Ильина В 1983 году я пришла работать в школу учителем русского языка и литературы в сельскую школу. А в 1986 году мне посчастливилось побывать в Ленинграде на уроках учителя-новатора Евгения Николаевича Ильина. Учителей-новаторов, которые знакомили нас, учителей, со своими методиками преподавания. Они говорили о том, как учить, как изменить подходы к ученикам, изменить школу и отношение к ней. В то время на телевидении устраивались телемосты, снималось огромное количество передач о педагогах-новаторах, показывали их уроки, школы. После глобального дефицита педагогической литературы стали издаваться книги, печататься множество статей в периодической печати. Именно тогда я и оказалась на уроке Евгения Николаевича Ильина, своего коллеги. И он сам, и его уроки произвели на меня огромное впечатление! Его педагогика сотрудничества строилась на воспитательном подходе к обучению, который учит тому, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, чувствовании внутреннего мира другого человека, на совместной работе и анализе получившихся результатов.В чем суть методики Ильина? Он делал акцент на воспитание человека. Литература занимает особое место в системе школьного образования как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения», потому что литературные произведения — это духовный опыт поколений. Русская литература устремлёна к гармонии личности, мира, а русские писатели всегда задавались главными вопросами человечества, на которые ищет ответ подросток. Одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, которые хранятся в произведениях литературы. Главная задача учителя-словесника - превратить каждый урок литературы в уроки нравственности.Но проблема преподавания литературы в том, что наши дети мало читают программную литературу или не читают вовсе. Как вернуть ребенка к произведениям, которые заставляют душу «трудиться», искать истину, любить свое Отечество?Сегодня, на мой взгляд, важно вернуться к методике педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина. Е.Н. Ильин — учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда — Санкт-Петербурга, известный методист, которому удалось решить ключевую проблему педагогики – воспитать массового читателя и на этой основе решить остальные проблемы. У Е.Н. Ильина читали все! Каковы ключевые идеи этой авторской методики? Во-первых, это идея «обучающего воспитания». Роль литературы как учебного предмета состоит в том, чтобы организовать осмысление детьми нравственных проблем, с которыми они сталкиваются или столкнутся в жизни. Важно то, какое эмоциональное воздействие оказывает художественное произведение на учеников. Главным становится переживание проблем, сострадание герою текста, что позволяет детям осмысливать содержание в связи с проблемами современности. При этом освоение учениками литературоведческих понятий сохраняется, так же как и историческая достоверность, фактическая точность.Во-вторых, идея преподавания литературы как искусства, а не как научной дисциплины. По мнению Е.Н. Ильина, литература – изучаемый в школе вид искусства, в котором можно объединить все научные знания по гуманитарным дисциплинам, придать им целостность и усилить их влияние на личность ученика личностно-эмоциональным отношением. Свои слагаемые успеха он обозначил как четыре позиции: позиция, способ, учитель, урок. Это стратегия воспитания читателя. У учителя должны быть три свои три беспроигрышные карты: деталь – вопрос – прием.Изучение литературного произведения начинается с яркой детали. Это может быть небольшой фрагмент из произведения, факт из биографии автора или что-то ещё. Главная задача использования детали – сделать так, чтобы детям захотелось об этом говорить и узнать больше. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда — игровые задания. Порой достаточно одного штриха, чтобы заговорила вся книга и все, кто на уроке: по одной полуоторванной пуговице здесь иногда воссоздается целый характер. “Несмеющиеся” глаза Печорина, многократно повторяемое кабанихинское “ну”, тонкие ироничные губы Базарова, “плоское” лицо князя Василия – штрихи, способные не просто открыть страницу, но и распахнуть книгу. Важен способ введения учащихся в проблему. Разрешение проблемы должно требовать обращение к произведению, ознакомлению с биографией автора. Основные требования к вопросу: злободневность, личностная значимость для учащихся.Ученики особенно активны, когда думать не надо. Что ж, постараемся задать им такие вопросы, после которых рука в самонадеянной уверенности не вскинется тотчас вверх, а раздумчиво, неторопливо станет что-то чертить.… С этого, собственно, и начинается читатель:– Скажите, почему раньше времени уходят Катерины и остаются Варвары; умирают Базаровы и преуспевают Аркадии; гибнут Болконские и ликуют увешанные орденами и звездами Друбецкие, Берги, Курагины; блаженствуют Чичиковы и мучаются бессильным желанием “спасти” их духовно надломленные Гоголи? Почему? Кто объяснит мне эту более чем странную закономерность? Участники диалога - три основных субъекта: учитель, ученик и автор художественного произведения (благодаря постоянным обращениям к тексту). Поиск ответа на поставленный вопрос в режиме диалога, организуемого и инициируемого учителем (коллективное обсуждение проблемы, дискуссия). Учитель – знаток, художник, сценарист, режиссёр, артист, взыскательный критик, литературовед и даже врач; его педагогика – это педагогика экспрессии: «слово + чувство», формула личностного подхода - «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать».Огромное значение в системе обучения литературе Е.Н. Ильина имеет принцип художественности: урок литературы строится по законам искусства, в основе которых «закон трёх О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Если урок всему начало и всего итог, домашних заданий – минимум. Оставить те из них, что сулят открытия, спорные решения, волнуют новизной, ради которой интересно и радостно напрягать ум. Задание не прикладывается к уроку, а органически вытекает из него. “Опрос” примет форму своеобразного турнира, где ребята покажут умение, за которым – знание. Им предоставлено право начать новый урок, а не повторить предыдущий. Наверное, поэтому их интерес к уроку, а в общем, к себе самим так велик.Урок –это встреча и уже потом – предмет, анализ, журнал. Первые минуты – доверительный разговор. До поры, когда без книги нельзя. Тут-то и щелкнут замки дипломатов, сумок, портфелей, зашелестят страницы… И разговор о книге пойдет уже на уровне тех человечьих минут, что рождены встречей. Так постепенно сложился мой метод урока – общение. Нет, это не игра в хорошие отношения, а способ расковать ученика, чтобы тот учился в полную силу, легко и радостно, читал не только для себя, а чтобы общаться, удивлять и радовать догадками, предположениями, открытиями.Особенность методики Е.Н Ильина - введения ученика в содержание через «деталь» - «вопрос» - «проблему» выверена многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Это доказывает возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания на любом предмете, но литература, по словам Е.Н. Ильина, обязательно должна стать: 1) человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием. Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу. Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства, педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогическое новаторство – высший уровень профессиональной деятельности учителя, педагога. Литература1. Ковалёва , Е.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы Школьная педагогика. Научный журнал № 2 (02) / 20152.Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель – учителю). – С-Пб., 1995.3.Чалмаев, В. А. «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы XIX и XX веков. / В. А. Чалмаев // Литература в школе. — 2008. — № 1, 2, 3, 4, 5, 6. 4.Ильин, Е. Н. Педагогика Евгения Ильина. / Е. Н. Ильин // Первое сентября: газета для учителей. — 2000. — № 55.