Публикации Доклад: Игровые технологии на запуск речи.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: Игровые технологии на запуск речи.
Автор: Ирина Николаевна Мельникова

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждениедетский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) города ЗеиДоклад: Игровые технологии на запуск речи. Подготовила доклад: учитель-логопед МДОАУ д/с №11Мельникова И.Н.г. Зея 2023 годБезречевые дети – это условное понятие, под которым мы понимаем детей с тяжелыми нарушениями речи, которые клинически являются неоднородной группой и характеризуются отсутствием активной речи, то есть развитие общения с помощью речевых средств для них является невозможным вследствие особенностей их психофизического развития.Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с сенсорной и моторной алалией, различными задержками психо-речевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха.Что же является общим для этих детей?Отсутствие мотивации к общению, не умение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. В летний период 2022 года в МДОАУ д/с №11 появился программно-дидактический комплекс «Логомер-2». Это современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» является принципиально новым продуктом. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают логопеды.В соответствии с положением ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования») развитию речи детей придается особое значение.Отдельно выделены направления:
  • Владению речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • База интерактивных игр позволяет решить коррекционные задачи наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры.Все игры и упражнения комплекса «Логомер-2» обеспечиваю возможность выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры программного комплекса:
  • Являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • Требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • Несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • Формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • Создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • Стимулируют познавательное развитие детей.
  • Предлагаемый в комплекте с играми «Конструктор картинок 2» позволяет специалисту создавать, сохранять и распечатывать свои собственные картинки, пособия и сюжеты, подстраивая материал под нужды определенной группы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Таким образом реализуется творческий подход к решению коррекционной задачи, направленной на развитие речи ребенка.Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» работает автономно на компьютере пользователя, не требуя подключения к сети интернет. Комплекс «Логомер 2» дополняется набором печатных материалов от компании Мерсибо, что позволяет современными средствами добиваться результатов в работе гораздо быстрее и эффективнее.Коррекционная работа с безречевыми детьми строиться на следующих направлениях:
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
  • Развитие функции голоса и дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие экспрессивной и импрессивной речи.
  • В комплексе «Логомер 2» есть интерактивные игры и упражнения, позволяющие специалисту эффективнее проводить занятия с «неговорящими» детьми на запуск речи. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подрожать звукам, словам, наблюдать за действиями. Укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных игр.Эти игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Этими играми легко раскрепостить и заинтересовать ребенка, вовлечь в занятие. Так же многообразие представленных игр комплекса «Логомер 2» позволяет решить ряд задач, которые стоят перед педагогами, работающими с воспитанниками, в том числе и «безречевыми»:
  • Формировать умение выполнять дифференцированные движения органами речевого аппарата (Закладка «Артикуляционная гимнастика»).
  • Вырабатывать правильное речевое дыхание (Закладка «Воздушная струя»).
  • Развивать слуховое восприятие и внимание.
  •  Формирование умения воспроизводить гласные звуки, слоговые ряды (на более сложном уровне игры).
  •  Дифференциация речевых звуков.
  • Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения (Закладка «Звукоподрожание»).
  • Весь комплекс игр позволяет
  • Поддерживать положительный эмоциональный фон занятий.
  • Повышать интерес воспитанника к занятиям по коррекции речи.
  • В закладке игры по звукоподражанию отражен принцип запуска речи и развития фонематического слуха. В закладке представлено 4 игры:
  • «Грибники».
  • Цель игры: Научиться слышать и различать сочетание гласных звуков и точно их повторять. Звуковые цепочки от 1 до 4 звуков. Возраст от 2-6 лет.
  • «Игрозвуки».
  • Цель игры: научиться слушать звуки и точно их повторять. Возраст 2-4 года.Игра для малышей, которые только начинают говорить. Послушав звуки, нужно несколько раз повторить за героем.
  • «Пожужжим».
  • Цель игры: вызывать у ребенка подражание речевому звуку с помощью проговаривания трудных звуков. Возраст 2-5 лет.Материал полезен в работе с «неговорящими» детьми, а так же как игра для обследования звуков речи.
  • «Тик-так-звуки».
  • Цель игры: начать повторять простые речевые звуки. Возраст 2-4 года.Данный дидактический комплекс позволяет максимально упростить подготовку логопедов к занятиям, сократить время на поиск подходящего материала, представленный материал разработан в соответствии с ФГОС, подходит к разной категории воспитанников с разными нарушениями в развитии.Считаю, технологию инновационной.