Публикации
Игры на развитие фонематических процессов для дошкольников.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры на развитие фонематических процессов для дошкольников.
Автор: Ирина Николаевна Мельникова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры на развитие фонематических процессов для дошкольников.
Автор: Ирина Николаевна Мельникова
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждениедетский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) город ЗеяДоклад: Игры на развитие фонематических процессов. Подготовила доклад: учитель-логопед МДОАУ д/с №11Мельникова И.Н.г. Зея 2023 годФонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию. Фонематическое восприятие в логопедии – это более узкое понятие, включающее в себя различение на слух основных частей слова (слога, звука), дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих. Формирование фонематического восприятия/слухаВ дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос. К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя. Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика. В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги. К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи. О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован Нарушение фонематического восприятия и слуха у детейВ младшем школьном возрасте проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия могут выражаться не только в устной речи детей, но и в письменной. Об этом свидетельствуют такие нарушения, как:Замена, перестановка или пропуск отдельных букв в слове, иногда целых слогов (каша – кафа, кша, акша и т. д.). Недоговаривание слов (игрушка – игрушк). Разделение или слияние слов при написании (в лесу – влесу, поезд – по езд и др.). Пропуск мягкого знака или, наоборот, смягчение там, где этого не требуется (коньки – конки, ранка – ранька). Смысловое искажение (сушка – ушко, баян – баран). То же самое происходит и при чтении. Дети с ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) зачастую не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова: читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца. Все это приводит к трудностям дальнейшего обучения, в результате чего ребята начинают отставать от своих сверстников. Причины и механизмы возникновения нарушенийДля того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями. Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров. Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания. Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое. Выявив причинно-следственные связи, специалист может назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. Коррекционная работа с детьми с ФФНЛогопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:Понимание обращенной речи. Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок). Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка). Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока). Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса). Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова. Основная работа на Логопедическом пункте по развитию фонематического слуха и восприятия построена на онлайн-играх инновационного программно-дидактического комплекса «Логомер-2». В разделе фонематический слух представлено 12 игр, где каждая игра направлена на решение определенной задачи: формировать умение соотносить звук и букву, дифференцировать согласные звуки, определить место звука в слове, услышать верное произношение слова, провести фонематический анализ слова, дифференцировать парные звуки по твердости мягкости, звуковой анализ слова и пр. Но помимо онлайн –игр, на Логопункте использует специалист речевые и наглядные игры. Игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров. В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково. Дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва). Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п. Дидактические игры и упражнения для старших дошкольниковВ старшем дошкольном возрасте ребенку подойдут задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Необходимо начинать работу с легких игр, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:Игра «Поймай звук» для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его). То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»). Эта игра способствует формированию слухового внимания и восприятию. Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».