Публикации Исполнительская деятельность педагога как один из факторов, влияющих на формирование личности ученика

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исполнительская деятельность педагога как один из факторов, влияющих на формирование личности ученика
Автор: Голикова Ольга Викторовна

Исполнительская деятельность педагога как один из факторов, влияющих на формирование личности ученика.Хочется подчеркнуть то влияние, которое оказывает педагог, наставник на формирование личности воспитанника. Поколение современных детей, обучающихся в обычных музыкальных школах, в подавляющем большинстве не собираются становиться профессиональными музыкантами. И задача современного преподавателя фортепиано – не воспитать феноменального пианиста, а помочь развитию гармоничной личности ученика. Для этого у педагога есть много способов, и один из них – исполнительство. Вообще, эта традиция, – педагог-концертирующий исполнитель, – очень давняя. Исторически сложилось так, что все яркие педагоги-пианисты, преподаватели двух первых консерваторий (Московской и Санкт-Петербургской), являлись и замечательными концертирующими пианистами-виртуозами, то есть, совмещали преподавательскую и концертно-исполнительскую деятельность. В эту плеяду входят Антон и Николай Рубинштейны, Александр Зилоти, Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Григорий Гинзбург, Яков Флиер и другие блестящие педагоги. Эту традицию концертирующих педагогов продолжили их ученики. И сейчас ведущие преподаватели консерваторий, музыкальных колледжей и специальных музыкальных школ совмещают активную концертную деятельность с преподаванием.На мой взгляд, это важнейшая часть нашей деятельности, потому что преподаватель, даже находясь на сцене, учит своей игрой. Это, если хотите, наша «музыкальная проповедь» в том смысле, что педагог со сцены свидетельствует о своей любви к делу, которым занимается, о любви к исполняемой музыке, о любви и уважении к публике, которая слушает выступление. Наши ученики – это обычные дети, которые лучше всего учатся на примере тех, кому доверяют, и это очень ценно, – оправдывать их доверие.Конечно, непросто поддерживать пианистическую форму при большой педагогической нагрузке. Но, на мой взгляд, это необходимо. Более того, мне кажется, одно вообще трудно отделить от другого. С одной стороны, показ на уроке, – это тоже исполнительство. С другой стороны, педагогика позволяет иногда глубже взглянуть на сугубо исполнительские проблемы.Исполнительская деятельность педагога оказывает огромное влияние на учеников и их родителей. При этом мы решаем две задачи: эстетическое воспитание и развитие личности слушателей средствами искусства. Педагог транслирует знания, умения, навыки, отношение к искусству своим ученикам. Таким образом, творческая самореализация воспитанников зависит от музыкально-исполнительской компетентности педагога, от его увлечённости своей профессией, чему способствует не только создаваемая в музыкальной школе образовательная среда, но и желание, готовность педагогов-музыкантов к самосовершенствованию.Мне приходится довольно много выступать и в качестве солистки, и в качестве концертмейстера, поэтому и заниматься приходится регулярно и много. В школе у меня всегда есть ноты произведений, которые находятся в работе в данный момент. Когда случаются какие-то окошки в расписании, я их использую для собственных занятий (думаю, что многие из нас так делают). Ученики часто застают меня играющей на инструменте. Это значит, что они невольно понимают, насколько непросто подготовиться к выступлению, что для этого нужно много заниматься. Ученики считывают наше поведение на сцене, учатся преодолевать сценическое волнение, тратить себя ради своей публики. А кто-то из учеников получает дополнительный стимул к собственным занятиям, потому что видит перед собой пример педагога, который усердно трудится над новыми концертными программами.Выбирая репертуар для собственных выступлений, всегда стараешься просчитать: а будет ли это интересно ученикам и их родителям (ведь именно они составляют основную массу слушателей), соответствует ли содержание исполняемых произведений задачам нравственно-эстетического воспитания.В качестве примера приведу концерт «Душа с душою говорит», который состоялся в нашей музыкальной школе в октябре 2023 г. Это была большая программа камерной вокальной музыки. Солисткой выступила известная в городе певица, я исполнила партию фортепиано. В концерте было также два фортепианных номера в исполнении наших девочек-пианисток, это дало ученицам возможность почувствовать себя частью общего проекта, в котором всё было «по-взрослому». Программа посвящалась Дню народного единства. Сценарий был составлен таким образом, что мы могли рассказать публике и о патриотизме, и о мире, и о важности музыки композиторов-классиков, и об объединяющей силе музыкального искусства.В то же время, программа включала произведения из детских вокальных циклов Мусоргского и Чайковского.Цикл «Детская» Мусоргского – это мир ребёнка, его чувства, эмоции, переживания. Это не романсы, не песни; это театр, причём даже не оперный. Заинтересованные слушатели могут попытаться сосчитать действующих лиц каждой из сценок и используемый Мусоргским «реквизит». Возможно, кто-то из слушателей поностальгирует по тем временам, когда у детей были добрые нянюшки, кто-то задумается о связи поступка и ответственности за него, об отношении к старшим. Хочется призвать нас всех не терять исполнительский тонус. Играть можно в любой форме: в ансамбле с учениками, в качестве концертмейстера или сольного исполнителя, в составе инструментального ансамбля. Мы формируем души наших воспитанников, их характеры, личностные качества. Это гораздо важнее, чем просто тренировать их пальцы.