Публикации Методические рекомендакии по итоговой аттестации по предмету "Сольфеджио" в ДШИ и ДМШ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендакии по итоговой аттестации по предмету "Сольфеджио" в ДШИ и ДМШ
Автор: Волкова Екатерина Альбертовна

Методические рекомендации по итоговой аттестации по предмету «Сольфеджио» в ДШИ и ДМШВолкова Екатерина Альбертовнапреподаватель музыкально – теоретических дисциплинМБУДО «ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока» Итоговая аттестация по предмету «Сольфеджио» предназначена для учащихся 5-х (по 5-ти летней программе обучения) и 8-х (по 8-ми летней программе обучения) классов ДШИ и ДМШ. Задания составлены в соответствии с федеральными государственными требованиями и включают весь пройденный материал по курсу предмета.Выпускной экзамен проходит в два этапа:
  • Письменный экзамен (диктант, слуховой анализ)
  • Устный экзамен (ответ по билету)
  • Письменный экзамен I. Диктант Одноголосный однотональный диктант (8 тактов), размеры 2/4, ¾, 4/4.Для продвинутых групп — модуляция в параллельную тональность. Уровень сложности диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного уровня сложности внутри одной группы. Время написания 30 минут (10 проигрываний)Критерии оценки Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух - трёх) в группировке длительностей или записи хроматических звуков. Оценка 4 (хорошо) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3 ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов (правописание штилей, группировка, запись хроматических звуков). Оценка 3 (удовлетворительно) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины). Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину. II. Слуховой анализ 1) звукоряды (3 вида мажора, 3 вида минора, пентатоника, семиступенные лады народной музыки) — 5 звукорядов; Например, дорийский лад, мелодический мажор, минорная пентатоника, гармонический минор, миксолидийский лад. 2) интервалы (чистые, малые, большие, тритоны, характерные) вне тональности — 5 интервалов; Например, ув2, б7, ч4, ум5, б6 3) аккорды (трёхзвучные, вводные септаккорды, доминантовый септаккорд и его обращения) вне тональности— 5 аккордов; Например, М6, D43, ум53, Б64, умVII7 4) ступеневая последовательность (6 ступеней), возможно включение повышенных и пониженных ступеней; Например, IIVIV# – VIIь I 5) гармонический оборот в тональности из 5-ти аккордов с дублированным басом.Например, T53T6S53D2T6 Задания слухового анализа записываются с трёх проигрываний. Время написания 45 минут.Критерии оценки Оценка 5 (отлично) – последовательности звукорядов, ступеней, аккордов и интервалов написаны в рамках отведённого времени и проигрывания, допускаются 2-3 ошибки (90% написано правильно). Оценка 4 (хорошо) – последовательности звукорядов, ступеней, аккордов и интервалов написаны в рамках отведённого времени и проигрывания, но имеются незначительные ошибки (70 – 89% написано правильно). Учащийся различает консонирующие и диссонирующие созвучия, но внутри названных групп путает «похожие» (кварту с квинтой, малые и большие). Правильно слышит «фонизм» аккорда, но допускает ошибки в определении его вида и т.д. Оценка 3 (удовлетворительно) – последовательности звукорядов, ступеней, аккордов и интервалов написаны в рамках отведённого времени и проигрывания, допускаются существенные ошибки (более половины написано правильно, 51 – 69 %). Оценка 2 (неудовлетворительно) - последовательности звукорядов, ступеней, аккордов и интервалов написаны в рамках отведённого времени и проигрывания, допущены грубые ошибки, отсутствие навыка слухового анализа (менее 45% написано правильно).Устный экзамен Устно: индивидуальный опрос охватывает ряд обязательных тем и форм работы:
  • пение пройденных гамм, ступеней, в том числе альтерированных;
  • пение пройденных интервалов и аккордов в тональности;
  • пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз (вниз для продвинутых групп);
  • пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз (вниз для продвинутых групп);
  • чтение с листа одноголосного примера или пение двухголосного номера (нижний голос петь, верхний играть);
  • пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть;
  • знание теоретического материала.
  • Уровень трудности материала может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся. Количество билетов — 8 билетов. В каждом билете 6 заданий: 1) Пение одноголосного номера (наизусть). 2) Чтение с листа одноголосного номера или пение двухголосного номера (на усмотрение преподавателя): Чтение с листа (8 номеров) Двухголосие (4 номера) — нижний голос петь, верхний играть. 3) Пение в тональности:а) спеть различные виды мажорных и минорных гамм (1 вид мажора или 1 вид минора);б) ступеневая последовательность в тональности с использованием хроматических ступеней (6 ступеней);в) интервалы в тональности с разрешением (тритоны или характерные) — 2 интервала;г) аккордовая последовательность — 5 аккордов.Задания данного пункта выполняются в одной и той же тональности. 4) Пение от звука простых интервалов вверх без разрешения (для продвинутых групп вверх и вниз) — 4 интервала. 5) Пение от звука аккордов вверх без разрешения (для продвинутых групп вверх и вниз)4 аккорда (2 трехзвучных, 2 четырёхзвучных). 6) Ответы на вопросы по теоретическому материалу:а) звукоряды; б) интервалы; в) аккорды.Пример устного опроса (5 класс):
  • Спеть наизусть одноголосный номер (А. Варламова, Л. Семченко Сольфеджио 5 класс: № 65);
  • Спеть с листа одноголосный номер (Г. Фридкин Чтение с листа: № 381) или спеть двухголосный номер (Б. Калмыков, Г. Фридкин Двухголосие: № 201), нижний голос петь, верхний играть (допускается игра верхнего голоса преподавателем);
  • Спеть в тональности c moll:
  • а) мелодический вид;б) последовательность ступеней: IIIVIV VII# – II I; в) вторую пару тритонов;г) последовательность аккордов: t53 s64 – умVII7 D65t53.
  • спеть от звука ре вверх все малые интервалы;
  • спеть от звука ре аккорды вверх без разрешения: М64, ув53, D43, МVII7;
  • Теоретический материал:
  • а) строение мажорной гаммы;б) чистые интервалы;в) уменьшённое трезвучие.Пример устного опроса (8 класс):
  • Спеть наизусть одноголосный номер (Б. Калмыков, Г. Фридкин Одноголосие: №735);
  • Спеть с листа одноголосный пример (А. Рубец. Одноголосное сольфеджио: №66) или спеть двухголосный номер (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Двухголосие: № 226), нижний голос петь, верхний играть (допускается игра верхнего голоса преподавателем);
  • Спеть в тональности As dur:
  • а) гармонический вид;б) последовательность ступеней: IIVIV# – VVIII;в) вторую пару характерных интервалов (ум4 и ув5);г) последовательность аккордов: T53S6 T64D7 T3.
  • спеть от звука ми вверх все большие интервалы;
  • спеть от звука ми вверх без разрешения: Б64, ув53, D2, MVII7;
  • Теоретический материал:
  • а) пентатоникаб) обращение интервалов;в) увеличенное трезвучие.На подготовку билета отводится 1015 минут.Критерии оценки: сольфеджирование, интонационные упражнения Оценка 5 (отлично)хороший темп ответа, чистое интонирование, ритмическая точность, правильное дирижирование, осмысленность исполнения. Безошибочное построение заданных элементов музыкального языка и чистое их интонирование, демонстрация основных теоретических знаний. Допускаются незначительные неточности в интонировании лада, его ступеней, интервалов и аккордов в ладу и от звука (не более 2-х). Оценка 4 (хорошо) незначительные интонационные и ритмические неточности, ошибки в дирижировании, отклонение от темпа. В построении заданных элементов музыкального языка допускаются небольшие ошибки. Оценка 3 (удовлетворительно) плохое владение интонацией, ритмическая нестабильность, замедленный темп ответа, слабое владение практическими навыками, значительные ошибки в построении заданных элементов музыкального языка. Оценка 2 (неудовлетворительно) не владение интонацией, отсутствие внутренней ритмической организации, медленный темп ответа, отсутствие осмысленности исполнения, практических навыков. Заданные элементы музыкального языка построены с грубыми ошибками или частично (менее половины). Полное отсутствие основных теоретических знаний.Критерии оценки: теоретический материал Оценка «5» (отлично) - свободное владение теоретическими терминами и понятиями, полнота знаний, их обобщенность и системность. Оценка «4» (хорошо) хорошее владение теоретическим материалом, неточности в формулировках теоретических понятий, неуверенность в ответе (ответ был дан после наводящих вопросов преподавателя). Оценка «3» (удовлетворительно) – плохое владение теоретическим материалом, ответ был дан только в общих чертах. Оценка 2 (неудовлетворительно) – полное отсутствие владением теоретическими сведениями, профессиональной музыкальной терминологией, затруднение в ответе (или отказ отвечать). Список литературы
  • Агажанов А. Сольфеджио. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1985. – 143 с.
  • Бать Н. Музыкальные диктанты: учебное пособие. – М.: Музыка, 2004. – 80 с.
  • Ёжикова Г. Музыкальные диктанты: для 1 – 7 классов детских и вечерних музыкальных школ. – М.: Советский композитор, 1973. – 16 с.
  • Калмыков Г., Фридкин И. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие: учебное пособие для учащихся музыкальных школ с I по VII классы. – М.: Музыка, 2007 – 176 с.
  • Калмыков г., Фридкин И. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие: учебное пособие для учащихся музыкальных школ с I по VII классы. – М.: Музыка, 1970 – 170 с.
  • Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио: диктант, слуховой анализ: учебное пособие для учащихся 1 – 8 классов ДМШ и ДШИ. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
  • Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта на один, два и три голоса: пособие к систематическому развитию слуха. – М.: Музыка, 1986. – 88 с.
  • Музыкальные диктанты: для детской музыкальной школы и детской школы искусств / Н. Новицкая. – СПб.: Композитор, 2018. – 104 с.
  • Никитина И. Музыкальные диктанты: 4 – 7 классы ДМШ. – М.: Классика – XXI, 2011. – 62 с.
  • Рогальская О. Сольфеджио. Классика XX века: 2 – 7 классы ДМШ. –СПб, Композитор, 1998. – 56 с.
  • Русяева И. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио: учебное пособие для средних специальных музыкальных школ, детских музыкальных школ и музыкальных училищ. – М.: Советский композитор, 1989. – 112 с.
  • Русяева И. Одноголосные диктанты: учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. – Выпуск 1 и 2. – М.: Музыка, 1983. – 158 с.
  • Сольфеджио: шпаргалка с правилами: полный курс обучения / И.В. Внукова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2020, – 48 с.
  • Способин И. Сольфеджио. Двухголосие. Трёхголосие. – М.: Музыка 1991. – 137 с.
  • Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: Музыка. 128 с.