Публикации Кинезиологические сказки - как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кинезиологические сказки - как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ
Автор: Смирнова Мальвина Викторовна

Мастер-классКинезиологические сказки - как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗЦель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями через сказки, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников. 2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками. 3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности сребенком. Оборудование: ноутбук, проектор, презентацияХод мастер-классаКинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Кинезиология существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для повышения концентрации внимания и активации запоминания, снижения напряжения, и в целом улучшения обучения. В России гимнастика для мозга впервые появилась в 1988 г. Педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают её эффективность у людей всех возрастов. Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье, повышать тонус, снижать усталость, утомляемость и раздражительность, улучшать психоэмоциональное состояние, понижать чрезмерную активность, повышать концентрацию и умственную работоспособность, улучшать память, стимулировать развитие слуха и речи, улучшать внимание, мышление, развивать восприятие, пространственные представления, воображение. Кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т.д.).При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются. Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами: педагогами, педиатрами, психологами, нейропсихологами, дефектологами, логопедами. Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает кинезиологическая сказка. Использование кинезиологических сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми способствует положительной динамике формирования интеллектуальных способностей, развитию межполушарного взаимодействия, активизации мыслительной деятельности, развитию познавательного интереса, улучшению двигательной сферы ребёнка. Совместное проигрывание кинезиологических сказок сближает детей и взрослых. Тексты сказок доступны детям, в них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста и движений. Правила работы с кинезиологической сказкой.Работа проводится индивидуально, либо в подгруппе, сидя за столом. Перед началом выполнения кинезиологических упражнений со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно. Во время выполнения упражнений по ходу чтениясказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Отдельные движения можно повторять до 5 раз. Если предусмотрена связка движений, то количество повторений – 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой, и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполнять полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняются либо отдельные движения, либо связка движений, в соответствии с текстом сказки. Занятия проводятся в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. С каждым днем задания усложняются, объем заданий увеличивается, наращивается темп выполнения заданий. Ожидаемые результаты: В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог.Кинезиологическая сказка «В гости к бабушке».В гости бабушка однажды внуков очень поджидала. По дорожке 5 внучат в гости к бабушке спешат. Топ – топ, прыг- прыг, чики – брики, чики – брик. (2 р.) Рядом дерево высокое, дальше озеро – глубокое. На траве лягушка, зелененькое брюшко. Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут. (2 р.) Птицы песенки поют, зёрнышки везде клюют. Внуки к бабушке бегут и гостинцы ей несут. Показался дом вдали. Мы к нему так долго шли. Бабушка внучкам так рада, для неё они награда. Мы в гостях у бабушки жарили оладушки. Так пожарим, повернем и опять играть начнём. Мы немного погостим, и обратно побежим. Топ – топ, прыг- прыг, чики – брики, чики – брик. (2 р.)