Публикации Методические рекомендации по самообразованию педагогов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по самообразованию педагогов
Автор: Хацкова Юлия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Змеиногорский детский сад «Радуга»Змеиногорского района Алтайского краяМБДОУ «Змеиногорский детский сад «Радуга»_____________________________________________________________________658480, г. Змеиногорск, ул. Ломоносова, д. 60тел.: 2-17-40; е-mail: ОКПО 20992127, ОГРН 1132209001044, ИНН/КПП 2206004355/220601001Методические рекомендации по самообразованию педагогов МБДОУ «Змеиногорский детский сад «Радуга» Составил: старший воспитатель Хацкова Ю.В.г. Змеиногорск, 2023Организация работы по самообразованию.Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.Этапы работы по самообразованию:1.Подготовительный этап  -Выбор темы.-  Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.-  Изучение периодической печати.-  Работа с интернет ресурсами.-  Знакомство с работами других педагогов.2. Практический этап.-  Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.-  Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.-  Разработка конспектов ООД.-  Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.-  Подготовить консультации по теме.-  Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.-  Разработать проект.-  Разработать опросники для диагностирования детей.-  Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.-  Создать собственные методические пособия, атрибуты.-  Участвовать в работе конференций, семинаров.3. Итоговый этап (отчет).  Формы отчета:-  Презентация проекта.-  Выступления на педсоветах, методических часах по представлению опыта.-  Открытые просмотры.-  Мастер – классы.-  Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.-  Консультации для педагогов по теме самообразования.-  Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,  методических пособий.-  Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).-  Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.- Определение направления для дальнейшего самообразования.Требования к оформлению документации по самообразованиюДокументацию по самообразованию необходимо оформить в папку-скоросшиватель определив следующие разделы:Титульный лист.Полное наименование учреждения.Тема самообразования.Ф.И.ОДолжность.Опорная таблица для формулирования темы по самообразованию Пример:1 Повышение педагогической компетенции у родителей через использование ИКТ технологий в познавательно-исследовательской деятельности.2 Формирование духовно-нравственной личности через применение дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.3 Развитие самостоятельности и инициативы в процессе реализации сюжетно-ролевых игр.Формулировка темы  по схемам:ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБОЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБОИспользование    ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТОНапример:«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»Содержание.Перечень документов и материалов.Актуальность.Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.Формулирование задач исследованияОтветьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?).Схема формулирования задач Ожидаемые результаты.План работы (составляется на учебный год).Ежегодно в дошкольных учреждениях составляют план самообразования педагогов, который можно представить в форме таблицы:  Чтобы обеспечить систематичность и последовательность работы по самообразованию, педагоги пользуются  «Дневниками повышения профессионального уровня»:  Выход темы (представление практического применения).Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:- провести открытое занятие (коллективный просмотр…);- подготовить (участвовать, провести) семинар;- провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;- оформить папку-передвижку;- составить сборник консультаций для родителей;- составить отчёт о проделанной работе за учебный год.Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующемуалгоритму:- Указать тему самообразования.- Какие цели и задачи были поставлены.- Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ.- Реализован ли план самообразования. В какой степени?- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии синдивидуальной темой самообразования.- Планировалась и была ли проведена исследовательская работа.- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшимвоспитателем и др.)- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы,доклады и др.)- Практические результаты деятельности по самообразованию.- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучениялитературы и опыта работы.-Постановка новых задач.Список литературы.В конце плана нужно указать литературные источники по стандартномубиблиографическому принципу: автор пособия, название, год издания,издательство — для каждого пункта в списке.Контроль качества самообразованияКонтроль за качеством самообразования педагогов осуществляется ежемесячно, определяя актуальный уровень работы по самообразованию каждого педагога за приведенными ниже критериями: Структура информационной справки  консультации:– тема консультации;– место проведения;– дата и время проведения;– кто проводит;– рекомендуемая литература.План проведения консультации:– тема;– дата и время проведения;– место проведения;– кто проводит;– задача;– материал;– ход консультации;– творческие задания для воспитателей.