Публикации Классный час «Секреты общения» для учащихся 5 класса

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час «Секреты общения» для учащихся 5 класса
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна

Классный час «Секреты общения» для учащихся 5 классаЦель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.Задачи:
  • Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
  • Научить навыкам позитивного общения учащихся.
  • Формировать мотивацию построения позитивных
  • взаимоотношений.
  • Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать
  • другого человека.
  • Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим
  • товарищам.Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.Оборудование:
  • Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
  • Пространство для активных упражнений, стулья по числу участников, мяч.
  • ХОД ЗАНЯТИЯI. Организационный моментИгра «Приветствие».Цель:  создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.Я рада видеть вас. Начнем наше необычное занятие. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно, но для начала давайте поприветствуем друг друга.1 кадр. Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,
  • «здравствуйте, девочки»,
  • «здравствуйте, мальчики»,
  • «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,
  • «здравствуйте те, кто пришел сегодня в школу»,
  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься»,
  • «здравствуйте, все!»
  • 2 кадр. Хочу обратиться к эпиграфу нашего занятия. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»А. Сент-ЭкзюпериСмысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?3 кадр. Тема нашего занятия – «Секреты общения».Что такое общение?4 кадр. Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.
  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
  • Нужно ли учиться общению?
  • (Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость).5 кадр. II. Основная часть.Сказка «Мудрецы и слон»Сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый, руки которого ощупывали бивень. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)Молодцы, вы правы.• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)6 кадр.
  • Нужно прислушиваться к мнению других
  • Надо уметь слушать и слышать.
  • Нет смысла кричать.
  • Должна быть согласованность в действиях.
  • Игра «Перестройка»Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого загляните на спинки ваших стульев, там я приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые яблоки, выходит к нам сюда.Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!
  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).
  • Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?
  • уметь внимательно слушать и слышать
  • Нет смысла кричать.
  • Должна быть согласованность в действиях.
  • не перебивать
  • умение задавать уточняющие вопросы
  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться
  • Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.
  • С помощью, каких средств происходит общение между людьми?
  • 7 кадр. (Чаще всего, люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют вербальным).
  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
  • невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.
  • Упражнение «Язык жестов»Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого к нам сюда выйдут желтые груши и желтые яблоки (8 человек)Группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.Профессия: повар, зубной врач, учитель.Группа груши покажет при помощи пантомимы животныхЖивотные: заяц, медведь, собака.У вас все получилось. Скажите, с помощью, каких средств общения вы выполняли это задание? (с помощью жестов, молодцы)Игра «Комплименты»Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.Ребят, вам приятно было получить комплимент? А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.Подведение итогов.
  • Ребята, о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали?
  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?